К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Банки в ожидании больших перемен

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Противостоять грядущей революции в банковском деле не поможет даже самое влиятельное в мире лобби

Может показаться поразительным, но последние 300-400 лет банковская система как платежный инструмент оставалась практически неизменной. Банк как был клиринговым центром для своего клиента, так им и остается. А ведь мир за это время стал абсолютно другим: появились новые технологии, интернет. Были созданы новые телекоммуникационные каналы. А банковское сообщество только лет десять назад перешло от телетайпа к интернет-протоколам для передачи данных. SWIFT всего несколько лет назад официально объявил о том, что демонтирует программную и аппаратную инфраструктуру сети, построенную на базе протокола X.25 (старейший протокол передачи информации).

Время меняться

Однако теперь и банкам пришла пора меняться. Предпосылками для перемен становятся два важных фактора. Первый состоит в том, что Евросоюз, осознавая, что банки слишком зациклены на себе, а качество предоставляемого ими сервиса вызывает все больше недовольства у населения, начал усиливать конкуренцию на финансовом рынке, в той его части, которая касается платежного бизнеса. Беда в том, что банки больше не отвечают чаяниям клиентов: за большими цифрами они не могут разглядеть нужд конкретного «маленького» клиента.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) решил, что нужно расширить конкурентную среду. С этой целью на территории всего Евросоюза было принято новое законодательство, регулирующее платежные предприятия. Финансовые институты разделили на две категории, первая — поставщики платежных сервисов (payment service providers) и финансовые учреждения, специализирующееся на сделках с использованием электронных денег (electronic money institutions). Последние де-факто занимаются не только проведением платежей, но и хранением клиентских средств. Правда, нужно отметить, что ни те, ни другие банками не являются и, соответственно, не могут принимать депозиты от клиентов. E-money Institutions, так же как и Payment Service Providers, обязаны клиентские средства держать на отдельном счете. Регулятор внимательно отслеживает, чтобы подобные финансовые институты не использовали деньги своих клиентов. Именно отсутствие рисков, связанных с потерей клиентских денег, и позволило европейскому регулятору начать лицензировать финансовые институты по упрощенной по сравнению с банками схеме. Регулятивная нагрузка и нормативы для E-money Institutions, так же как и для Payment Service Providers, намного ниже.

 

Второй предпосылкой для перемен в банковском секторе стало появление технологии блокчейн, на основе которой была придумана криптовалюта. Отмечу, что и прежде появлялись важные технологии, развитие и распространение которых, однако, тормозили банки. Так, например, одним из первых прототипов электронного кошелька были смарт-карты системы Mondex, оборудованные встроенными чипами. Они были созданы еще в 1994 году консорциумом международных банков, в который входили National Westminster Bank, Midland Bank, Royal Bank of Canada, Canadian Imperial Bank of Commerce и др. Система еще в начале 1990-х позволяла осуществлять транзакции без привлечения третьих лиц. Для того чтобы стать пользователем Mondex, нужно было просто приобрести смарт-карту у соответствующего финансового агента и внести на нее денежные средства. На чипах хранилась информация об электронной наличности пользователя, которая идентифицировалась в системе как денежный эквивалент. Впрочем, тогда электронные деньги так и не получили широкого распространения. Вскоре технологию приобрела MasterCard, оберегая свои позиции в сфере платежного бизнеса.

Однако блокчейн — это уже следующий виток в эволюции платежных технологий. Блокчейн фактически идеальная среда для работы со смарт-контрактами. С одной стороны, эта система полностью прозрачна, а с другой — позволяет реализовывать сложные схемы в ходе проведения сделок.

 

Кто главнее

Новые законодательные инициативы Евросоюза и блокчейн самым серьезным образом повлияют на будущее всей платежной индустрии, возвращая ее к своим истокам. А что же было у истоков? В чем изначально можно было измерить благосостояние обычного мужика в Средневековье? Таким мерилом выступал некий мешок с золотыми монетами, висящий у него на поясе.

Затем появились банки, которые стали предлагать мужику, чтобы он передал им свои деньги, а за это получал бы проценты с вкладов. Эта идея богачу тогда понравилась. До определенного момента банки приходили к состоятельным людям, плясали перед ними некие «танцы с бубнами», чтобы заполучить себе их средства на ответственное хранение.

Но время шло, и незаметно ситуация стала меняться. Банки, получив в свое распоряжение большие суммы, в некотором смысле обнаглели — стали самостоятельно распоряжаться средствами на счетах своих клиентов, перестали интересоваться, хочет ли его клиент, чтобы его средства передавали в долг фермерам, промышленникам и т. д. Вместо этого банки взяли на себя функцию посредников в проведении клиентских платежей. Таким образом, весь клиринг начал проходить через банки. В результате банки фактически забрали себе монополию на хранение чужих денег. Таким образом, «мужик» оказался фактически вынужден идти в банк, нести туда свои деньги, чтобы оплатить жилье, транспорт и многое другое. Теперь уже клиенту стал необходим банк, а не наоборот. Мужик стал зависим от него, а банк стал его агентом по обслуживанию счетов.

 

Доминирование банков окончательно закрепилась после Второй мировой войны. Вкладчик абсолютно перестал влиять на эффективность работы банка. Никто не спрашивал клиента: «Надо ли давать денег компании Enron?» Его средства просто передали энергетической корпорации, которая потерпела крупные убытки в результате ряда неудачных сделок и обанкротилась, а вместе с ней потерял свои сбережения и клиент банка. Чтобы не допустить социальных потрясений, правительства стали страховать вклады населения. Фактически за неэффективную работу банков ответственность стало нести государство. Государство же, со своей стороны, деньги получает от налогов. Фактически в случае дефолта банков деньги опять заплатит «мужик».

Решение трех задач

А потом, в 2008 году, появились криптовалюты и технологии блокчейн, и ситуация внезапно развернулась на 180 градусов. Тот самый «мужик» вдруг осознал, что ему теперь не нужен банк, чтобы платить по своим обязательствам. «У меня больше не будет посредников в расчетах!» — восклицает он с облегчением. Правда, такое положение дел, как нетрудно догадаться, не устроило банки. Начались «игры на повышение», «игры на понижение». Систему серьезно лихорадило, но тем не менее финансовая система выжила. Однако, положа руку на сердце, нельзя сказать, что новая система идеальна: она еще не в полной мере заменила собой банки.

Система, построенная на основе блокчейн-технологий, способна справиться лишь с двумя из трех основных проблем клирингового бизнеса. Какие это проблемы? Масштабируемость, скорость и безопасность. Блокчейн может решить одновременно две из трех задач, но не все три. Технология еще требует доработок, над этим работают сотни тысяч IT-специалистов по всему миру. И уже слышны разговоры о том, что те или иные способы усовершенствования технологий найдены. Впереди тестирование этих решений.

Кроме того, по сравнению с традиционными активами волатильность криптовалют очень высока. Среднегодовая волатильность фиатных денег обычно не превышает 3-4%, а для криптовалют нормальны колебания курса в пределах 20%. Иногда они доходят и до 40-50%. Впрочем, решением в данном случае может стать создание деривативов или других механизмов, которые будут хеджировать эти риски. При этом волатильность криптовалюты связана, на мой взгляд, с тем, что она еще недостаточно широко используется, то есть если бы расчеты в криптовалюте стали бы частью экосистемы, и ее волатильность стала бы сильно меньше. Однако пока у криптовалюты еще слишком слабый фундамент, так как нет поддержки снизу.

Но главное в другом. На мой взгляд, важно, что ситуацию удалось развернуть к своим «истокам». Мы вернулись к тому, что «мужик» может снова иметь при себе свой «мешочек с золотом». Только теперь функцию мешочка выполняет флэшка или какой-то другой носитель информации. Убежден, что тренд в пользу популярности криптовалюты и возник именно потому, что мужик хочет снова вернуть себе свой кошелек. «Платежи — одна из сфер, которые мы можем сильно упростить. Я уверен, что пересылать кому-то деньги должно быть так же просто, как фотографии», — заявил Марк Цукерберг на конференции разработчиков приложений весной этого года. Неслучайно Facebook уже больше года работает над созданием собственной криптовалюты, которая позволила бы более чем 2 млрд пользователей ее социальной сети переводить деньги друг другу. По некоторым данным, похожие планы есть и у Павла Дурова.

 

Вместе или врозь?

Для банков новое положение дел равносильно ночному кошмару, и они будут пробовать сопротивляться. Но то, что сейчас происходит, — это эволюция, а такие процессы нельзя остановить, даже прибегая к самому влиятельному лоббированию своих интересов. Финтех-компании приходят и отбирают у банков, даже крупнейших, платежный бизнес. Это уже происходит. Это и есть второй этап эволюции банковской системы.

Самое парадоксальное, что банкам-то платежный бизнес сам по себе не так и нужен. Для обслуживания клиентских счетов банкам приходится содержать огромный штат сотрудников. Им бы по-хорошему договориться сейчас с компаниями финтех-сектора о том, чтобы либо их выкупить, либо добровольно отдать им платежный бизнес. Ведь в любом случае финтех-компании вынуждены хранить свои деньги в банках. Правда, пока этого не происходит. На World FinTech Forum, куда в числе прочих пришли и представители крупных банков, я наблюдал, с какой неохотой они признавали, что будут присматриваться к игрокам финтех-сектора. «Может быть, мы и будем с ними кооперироваться», — заметил в своем выступлении один из банковских топ-менеджеров. Возникает впечатление, что банкиры не понимают, что у них уже сейчас земля уходит из-под ног и банально не видят, что у них отбирают бизнес.

Один только Revolut — это 4 млн клиентов. И это в Европе, где предположительно рынок банковских услуг перенасыщен. Тем не менее, оказывается, что даже на таком рынке можно привлечь 4 млн клиентов. Куда разумнее со стороны банков было бы перекупать компании финтеха, либо предлагать им гибкие системы кредитования, но пока этого не происходит.

Назад в будущее

Как в целом может выглядеть индустрия платежных услуг через 10-15 лет? Убежден, что деньги будут оставаться у клиента независимо от того, в каком банке он держит счет. Сегодняшние блокчейн-технологии еще не позволяют этого делать, но им на смену придет следующее поколение, которое будет на это способно. Кроме того, такие технологии будут отвечать всем необходимым параметрам, обеспечивая скорость, масштабируемость и безопасность. Большинство платежей будет происходить без посредников. И лишь в тех случаях, когда такой посредник будет необходим, этим посредником будет выступать финтех. Он же будет обеспечивать работу всей платежной индустрии.

 

Что же случится с банками? У них останется две ключевые функции. Первая — хранение денег клиентов. Правда, теперь банкам придется платить «мужику» весьма солидные проценты. Вторая функция — выдача кредитов. Однако в новой действительности и выдавать кредиты банкам придется открыто, раскрывая свои планы по увеличению кредитного портфеля, а может быть, в ряде случаев даже согласовывая свои действия со своими клиентами. При этом банк будет главным образом выступать в роли арбитра. Банк будет обеспечивать гарантию возврата денег по кредитам, которые будут передавать друг другу группы лиц. Кроме того, существует ведь еще целый спектр операций с ценными бумагами, где банки необходимы в силу специфики этих процессов.

Такая система будет более эффективной, чем нынешняя. Новый баланс в финансовой системе возникнет именно на стыке финансовых возможностей трех ее элементов: криптовалюты, «прозрачные» банковские кредиты и депозиты и, наконец, платежи сервис-провайдеров, которые возьмет на себя финтех. Еще раз подчеркну, что особняком будут существовать платежи от пользователя пользователю (P2P, peer to peer), вовсе не требующие посредника. Именно такая платежная система станет базисом для новых банков и финансовых компаний.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+