Время от времени рынок любят пугать страшными историями. На этой неделе с пугающим предсказанием выступил миллиардер Джордж Сорос, который заявил, что весь мир, включая Европу, в скором будущем ждет глобальный экономический кризис.
«Мы можем увидеть еще один крупный финансовый кризис... все, что может пойти не так, пошло не так», — заявил Сорос. Рост курса доллара, бегство капитала из развивающихся стран, миграционный кризис и приход к власти популистски настроенных сил в некоторых европейских странах — все это, по мнению Сороса, будет способствовать новому пожару на финансовых рынках.
«Слова о том, что Европа находится в экзистенциальной опасности, больше не являются фигурой речи, это суровая реальность», — заключил финансист.
Рынок отнесся к словам Сороса скептически. Глава инвестбанка Morgan Stanley Джеймс Горман тут же заявил в эфире Bloomberg, что предсказания Сороса нереалистичны и что никакой «экзистенциальной угрозы» для Европы не существует. Своим мнением поспешил поделиться и Банк России. Первый заместитель председателя Центробанка Ксения Юдаева признала, что волатильность на рынке в последнее время и правда выросла, однако выразила уверенность в том, что финансовые институты способны справиться с любыми шоками.
«Сорос — это человек, который делает деньги на кризисе, пользуясь конъюнктурой рынка», — объясняет генеральный директор ИК «Харитонов Капитал» Максим Харитонов. — При всем уважении, господин Сорос — отличный финансист, но не оракул. И если он делает какие-то громкие заявления, то делает их только с целью максимально приблизить сроки наступления апокалипсиса и преодолеть его с максимальной для себя выгодой».
Приметы кризиса
Но несмотря на то, что Сорос и другие финансисты высказывают лишь догадки, основания у их прогнозов действительно есть, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Признаки кризиса уже видны и первый из них — это популизм, который всегда был предвестником больших финансовых кризисов, так как приводил к нерациональному расходованию средств и распределению национальных богатств.
«Сейчас же, по моему мнению, популизм в европейской, американской и российской политике зашкаливает», — говорит Жарский.
Приметы разгорающегося кризиса можно наблюдать и в развивающихся странах, считает управляющий директор консультационного брокерского обслуживания «БКС брокер» Олег Чихладзе.
«Первой залихорадило Аргентину, сейчас плохие новости идут из Турции, где усилившие власть популисты в свойственной всем популистам манере предложили решать сложные экономические проблемы самыми простыми методами. Например, жителям из патриотических чувств было предложено продать имеющиеся у них доллары и больше не задумываться о курсе», — рассказывает Чихладзе.
О возможности приближения кризиса говорят и другие факторы, например, оценка степени перегретости рынка акций, предложенная в свое время Уоренном Баффетом. По мнению Баффета, чтобы понять, перегрет ли рынок, нужно посмотреть на два показателя — общую стоимость всех акций на рынке и общий размер экономики — и сравнить их. Падение американской экономики ранее происходило, когда этот показатель достигал примерно 140–150%. И как говорят эксперты, сейчас этот уровень почти взят.
Еще один тревожный звонок — ужесточение денежно-кредитной политики ФРС, считает генеральный директор компании «Личный капитал» Владимир Савенок. История показывает, что агрессивный рост ставок — на 1% и более в течение года — приводит к затяжным экономическим кризисам, рассказывает финансовый консультант. Перед экономическим кризисом 1929 года ФРС повысила ставку с 3,5% до 6%, что в итоге привело к самой затяжной экономической депрессии в истории США. Накануне 2000 года (кризиса известного под названием «пузырь доткомов») ФРС также подняла ставку 6 раз — с 5% до 6,5%, напоминает эксперт.
С декабря 2015 года Федрезерв взял курс на ужесточение монетарной политики. Стартовав с исторически минимальной ставки в промежутке с 0–0,25%, американский регулятор теперь планомерно повышает ставку. Так, на мартовском заседании ФРС повысила ставку до диапазона 1,5–1,75% годовых, что стало шестым повышением ставки в цикле новой политики ФРС. На последнем заседании в мае, впрочем, ФРС оставила ставку неизменной.
Когда ждать
Исходя из цикличности кризисов, следующий обвал экономики может наступить не позже чем через 2-3 года, считает Илья Жарский. А начало ему положит рост доходностей гособлигаций развитых стран — подобная динамика сейчас как раз наблюдается по долговым бумагам Италии.
По мнению аналитика «Алор Брокер» Алексея Антонова, возможный слом «старого» ЕС и экономический кризис в США уже этой осенью могут заставить инвесторов со всего мира начать фиксировать убытки на биржах, что вызовет панику и обвал.
Тем не менее, даже если кризис наступит, России он навредит в меньшей степени, уверены опрошенные эксперты. «Все самое худшее, что могло случиться, в России уже случилось», — шутит Харитонов.
За последние четыре года российская экономика уже перенесла практически все последствия серьезнейшего кризиса, начиная с девальвации рубля, дефицита бюджета и обвала рынков, заканчивая снижением реальных располагаемых доходов и рекордным оттоком иностранного капитала. Большие трудности представить уже сложно, заключает эксперт.