Президентский указ от № 204 от 7 мая — это первый за долгое время документ, который обещает масштабные перемены в России. В нем на 15 страницах текста определены цели развития нашей страны до 2024 года, как их видит президент, и он станет на ближайшие шесть лет «дорожной картой» для правительства. Также в этом указе есть набор целевых показателей эффективности этого самого правительства в части повышения качества жизни людей. Если все получится, Россия должна войти в число мировых лидеров по уровню экономического развития и по качеству жизни граждан.
Цена благополучия
Переназначенный на должность премьера Дмитрий Медведев оценил суммарные расходы на мероприятия из этого указа сперва в 8 трлн рублей, некоторое время спустя стоимость «счастья» для россиян поднялась до 25 трлн рублей. Однако и эта цифра представляется заниженной: чтобы сделать все перечисленное в указе, по моим оценкам, потребуется более половины годового ВВП, то есть около 60-70 трлн рублей, а может быть и все 100% ВВП, то есть более 90 трлн рублей. И тут закономерно возникает вопрос, где взять деньги на этот праздник жизни.
Понятно, что в текущем бюджете таких средств нет. Чтобы поддержать выполнение этой социальные программы, экономика должна будет стремительно расти — прямо как тот гриб из детской сказки, под которым всем находилось место, чтобы спрятаться от дождя, потому что он постоянно увеличивался в размерах. Есть еще один вариант финансирования мероприятий из указа — это наращивание госдолга. Только в этом случае придется довести объем заимствований примерно до 100% ВВП, как в экономически развитых странах, что, понятно, нежелательно. Лучше все-таки финансировать повышение качества жизни в стране за счет растущей экономики.
Вообще в майском указе можно выделить как «расходные», так и «доходные» мероприятия. Понятно, что нас интересует доходная часть указа, так как очевидно, что качество жизни россиян удастся поднять ровно в той степени, в какой увеличится эффективность экономики и размер бюджета. То есть производительность труда и среднедушевой ВВП в нашей стране должны вырасти за шесть лет на те самые 60-70%, или 9-10% в год.
Не менее сложной видится задача по вхождению России в топ-5 крупнейших экономик мира. Для этого требуется ускорение цифровизации и инновационного развития, доведение до 50% доли предприятий, внедряющих инновации в производственные процессы, расширение экспортного потенциала, лучше всего — в несырьевой и неэнергетической сферах, развитие малого и среднего предпринимательства и строительство транспортных коридоров. Вот примерно такой перечень мер предлагается для развития российской экономики и повышения производительности труда, которая под их влиянием должна расти не менее чем на 5% в год при инфляции менее 4%.
Особенно впечатляет в этой связи цель увеличить объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров до $250 млрд в год, в том числе продукции машиностроения до $50 млрд и услуг до $100 млрд (из которых $1 млрд приходится на медицинские услуги). Надеюсь, авторы документа знают, кому и что мы продадим и на каких рынках нас ждут с этими товарами и услугами.
Путь наверх
Это, впрочем, не означает, что цели, поставленные в указе, недостижимы. Вопрос не в том, станет ли Россия пятой экономикой мира, а в том, когда это произойдет. Вполне возможно, что на это потребуется более 6 лет, но рано или поздно наша страна займет свое место в пятерке. В свое время много иронизировали по поводу цели догнать Португалию по качеству жизни и душевому ВВП.
Так вот, по итогам 2017 года душевой ВВП по ППС в России составляет $28 000, а в Португалии — $30 000. Наша страна находится буквально в двух шагах от достижения этого целевого показателя, и в течение ближайших лет мы совершенно точно португальцев обгоним. Только в условиях ограниченного времени необходимо выделить наиболее эффективные мероприятия по развитию экономики, которые дадут наибольший эффект в среднесрочной и краткосрочной перспективе.
Если мы посмотрим на список отраслей российской экономики, отличающихся самой высокой производительностью труда, то увидим в нем хорошо и давно знакомый нам бизнес, опирающийся на эксплуатацию природных ресурсов — рыболовство, добычу угля, нефти и газа, транспорт, электроэнергетику, химию и нефтехимию, а также же отрасли, их обслуживающие, например финансы.
Совершенно очевидно, что, если кабмин хочет добиться быстрого роста производительности труда, его задача состоит в том, чтобы развивать новые неэнергетические отрасли экономики, опирающиеся на российские природные ресурсы и нацеленные на международные рынки. Развитие крупных экспортно-ориентированных корпораций, производящих из российского сырья продукцию высокой степени переработки, будет еще и средством борьбы с бедностью, так как они смогут предложить жителям разных регионов рабочие места, что поддержит российский средний класс. Другими словами, сущность этого пути в том, что правительство и частный капитал должны инвестировать в крупный бизнес, который ориентируется на устойчивый спрос на мировых рынках.
Есть и второй вариант развития страны, при котором население само создает бизнес, который будет его кормить. Речь идет о развитии инновационного предпринимательства, малых и средних предприятий по всей территории страны. Этот путь сложнее, так как он требует развития у россиян целой серии навыков и компетенций. Сюда относятся и доверие к своему социальному окружению, которое позволяет строить длинные кооперационные цепочки, креативность, терпимость к чужому мнению и готовность слушать других, разнообразие знаний и прикладных навыков, развитие инфраструктуры, поддерживающей инновационное и креативное предпринимательство. Это сложнее, чем развитие химических корпораций и агрохолдингов, но именно второй путь даст устойчивый базис для долгосрочного развития России.