К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дружба с гиком: почему финтех и банки перестали конкурировать друг с другом

Фото Dhiraj Singh / Bloomberg via Getty Images
Фото Dhiraj Singh / Bloomberg via Getty Images
В ближайшие годы банки, которые не будут разрабатывать и внедрять решения на стыке IT и финансов, устареют и потеряют своих клиентов, а финтех-стартапы, не сотрудничающие с крупными банками, скорее всего разорятся

Многие эксперты до сих пор считают, что между компаниями в сфере финансовых технологий и традиционными банковскими структурами ведется война за влияние на рынке, при этом в реальности это противостояние является надуманной проблемой. На самом деле молодые финтех-стартапы давно сотрудничают со средними и крупными банками, чтобы обеспечить комфортное обслуживание клиентов на лучших условиях.

Надуманная угроза

Действительно, финтех-стартапы изначально появились, чтобы предложить потребителю тот ряд услуг, которые традиционные банки технически не могли или не успевали реализовать. Новые компании позиционировали себя более гибкими и современными, чем крупные игроки финансовой сферы, и были готовы быстро реагировать на изменения потребительских запросов. Многие стартапы играли на консервативности банков и упрекали их в неспособности к производству и внедрению инноваций.

Кроме того, именно финтех-отрасль сделала ставку на большее внимание к проблемам клиента и формирование предложения, исходя из потребностей потребителя, а часто и предвосхищая их. Благодаря появлению таких стартапов, основными ценностями для клиента в финансовой сфере стали удобство, доступность, простота и персонализированность услуг.

 

Но несмотря на это, заменить банки в качестве основных игроков финансового рынка финтеху не удалось, война за позиции в отрасли была проиграна, не успев начаться. Сейчас доля стартапов, специализирующихся на финансовых инновациях, составляет не более 2% даже в самых успешных сегментах, например, в онлайн-платежах или онлайн-кредитовании.

И это скорее всего обусловлено сразу несколькими причинами. Во-первых, ресурсы финтех-стартапов чаще всего ограничены: над разработкой решений работает небольшая команда, а возможности для реализации инновации упираются в объем инвестиций, приток которых с 2016 года уменьшается. Во-вторых, в отличие от традиционных банков, которые предлагают линейку услуг в финансовом секторе, финтех-стартапы фокусировались на одном продукте, что существенно ограничивало возможность их роста и масштабирования. Наконец, несмотря на все стереотипы о медлительности традиционных финансовых учреждений, диджитализация банковской сферы происходит с впечатляющей скоростью.

 

Сближение позиций

Впрочем, сами финансовые технологии и их внедрение в финансовый сектор — это все еще основной тренд XXI века, изменились лишь отношения между игроками на рынке IT-технологий, сопряженных с банковским сегментом. Например, финтехом заинтересовались крупнейшие игроки потребительского сектора, включая операторов мобильной связи и интернет-компании. Они, в отличие от финтех-стартапов, имеют выход на большую аудиторию пользователей, которые, благодаря внедрению удобных сервисов, могут стать более лояльными к бренду. Но коллаборация бренда и финтех-компании не может быть успешной без партнера, обладающего опытом работы с финансовыми продуктами. Так, в этой схеме появляется традиционный банк, который может стать просто хабом в реализации финтех-решения или полноценным партнером, вкладывая свой капитал либо привлекая своих клиентов.

В схеме сотрудничества «бренд — финтех — банк» заложен огромный потенциал, так как услуги от этой тройки игроков будут восприняты клиентом как удобные и современные (что гарантирует знакомый бренд и прогрессивный стартап) и в то же время надежные, за что отвечает репутация среднего или крупного банка. Выигрывают при этом все стороны: банку и бренду не нужно вкладываться в разработку собственных сервисов, а финтех-компания довольно быстро выходит на высококонкурентный рынок, минуя участие в хакатонах для поиска инвестиций. Но для того, чтобы воспользоваться всеми преимуществами этой схемы, должен существовать условный список готовых к сотрудничеству в области финансовых технологий организаций, из числа которых можно выбрать подходящего бренду партнера.

Рождение экосистем

Технически такое сотрудничество чаще всего проходит по модели BaaS (bank-as-a-service), то есть банк предоставляет свою инфраструктуру финтеху, который реализует идею бренда. При этом бренду не важно, какой именно банк станет его партнером, так как он интересует его лишь в качестве хаба. Например, недавно компания Tele2 обратилась к финтех-компании, чтобы реализовать для своих клиентов возможность переводов по системе any-to-any. Оператором денежных средств выступил банк «Воронеж». В результате абоненты Tele2 получили новую услугу, а какой конкретно банк эту услугу обеспечивает, для них второстепенно.

 

А самым масштабным примером подобного сотрудничества за последнее время можно назвать недавно заключенную сделку между «Яндексом» и Сбербанком о создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркета», его уже окрестили «российским Amazon». Поисковик в данном случае выступает в роли финтеха, а банк — в роли поставщика инфраструктуры.

Очевидно, что финансовые технологии и инновации активно трансформируют всю индустрию потребления, именно поэтому для банков сейчас важно не упускать возможность коллаборации с финтех-стартапами. В ближайшие пять лет гиганты финансового рынка, которые не будут разрабатывать и внедрять решения на стыке IT и финансов, устареют и потеряют своих клиентов, а финтех-стартапы, не сотрудничающие с крупными банками, в то же время скорее всего разорятся или уйдут в невыгодно узкие ниши.

Время, в которое мы сейчас живем, можно смело назвать «финтех 2.0», и это новый виток отношений, который подразумевает тесное взаимодействие финтех-компаний и банков. Именно партнерство, а не конкуренция в конечном счете поможет традиционным банкам не только удержаться на плаву, но и улучшить свои позиции и завоевать имидж технологичного, удобного и доступного каждому пользователю сервиса.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+