Считается, что инвестиции в IT-стартапы похожи на игру в рулетку: риск огромен, адреналин зашкаливает, а вероятность выигрыша минимальная. По этой причине венчурные инвестиции могут осуществлять только большие фонды с солидной финансовой подушкой безопасности и хорошей экспертизой проектов.
Сейчас мы видим, что понемногу эта модель меняется: в России постепенно формируется рынок частного венчурного финансирования, и все больше богатых людей готовы инвестировать в стартапы на ранней стадии относительно небольшие (до $100 000) суммы. Возможно ли самому разобраться в незнакомом рынке, найти перспективные компании и заработать на венчурных инвестициях?
Три икса
Чтобы ответить на поставленные вопросы, я расскажу свою историю. После 12 лет работы в компании Intel я принял решение сосредоточиться на развитии своих проектов. Я выбрал шесть компаний, которые казались мне перспективными, и инвестировал в каждую около $40 000–45 000.
Спустя три с половиной года я посчитал эффективность своих вложений. Из одного проекта я вышел, получив обратно ровно ту же сумму вложений. Это был Venture Club, с командой которого мы имели разные взгляды на дальнейшее развитие бизнеса.
Одну инвестицию я для себя «списал» — это компания «Панорикс», у которой изначально была отличная идея и технология по производству камер и съемки видео 360 градусов. К сожалению, команда стартапа не выдержала конкуренции. А конфликт между основателями привел фактически к закрытию бизнеса.
Капитализация на бумаге четырех других проектов на данный момент выросла примерно в три раза. И сейчас, если бы я задумал выйти из них при наличии покупателя, то получил бы «х3» на свои вложения. Специалисты знают, что это хороший результат для венчурных инвестиций, в том числе и на ранней стадии.
Моими «самородками» стали компании Lobster.media (маркетплейс по продаже и покупке контента из социальных сетей), Veeroute.com (оптимизация транспортной логистики «последней мили»), Wimark.com (универсальный контроллер Wi-Fi-точек и сетей доступа) и IQPlanner.com (смарт-платформа, которая связывает контент с лидирующими букинг-сервисами).
Каждый из этих проектов имеет серьезные шансы увеличить в разы свою капитализацию и стать крупной международной компанией. Чтобы найти их, я отсеял примерно 99% поступавших мне предложений. Итак, как же отыскать среди сотен писем с просьбой о финансировании те команды, которые способны реализовать свою идею? Вот несколько универсальных правил, которые помогут выбрать IT-стартапы.
Чек-лист для IT-проектов
Первое, что надо понять при выборе проекта, решает ли он какую-то суперпроблему клиента? Лучше, если это будет сервис, без которого жизнь сейчас сопряжена с преодолением трудностей. Именно поэтому я вложился в стартап Veeroute.com, ведь доставка и логистика на «последней миле» — это то, где сейчас больше всего проблем.
А проект позволяет, не увеличивая штат курьеров и офисных работников (диспетчеров, контролеров и так далее), поднять количество доставок на 30–40%.
Во вторую очередь надо посмотреть, насколько конкурентна предлагаемая технология. Если руководители стартапа говорят, что конкурентов у них нет, — это повод завершить разговор. Конкуренты, пусть даже из смежных областей, есть всегда. Например, у Lobster.media, который, по сути, является биржей контента из социальных сетей, есть множество конкурентов в виде фотобанков.
В-третьих, необходимо хорошо изучить команду проекта. Для этого надо несколько раз поговорить с руководителями и ключевыми сотрудниками. Нелишним будет и навести справки об этих людях на рынке и среди партнеров.
Я лично доверяю только таким руководителям, в которых ощущается максимально позитивная уверенность в себе и выбранном направлении развития. Ведь лидер компании — это человек, который будет проходить через все муки ада.
Клиенты будут срывать подписание контрактов, сотрудники уходить, деньги заканчиваться, а мотивация падать. Основатель не должен сойти с дистанции. Это может пережить только человек с жизненной силой, которая, кстати, не имеет ничего общего со слепой юношеской верой и задором. Поэтому мне хочется видеть в руководстве компании уже зрелого человека, который несколько лет поработал в своей области и достиг определенных успехов.
Когда основатель стартапа рассказывает, почему у него все получится, я обязательно перечисляю причины, почему не получится вообще ничего. И смотрю на реакцию в этот момент — по тому, как ведет себя человек, как реагирует, какие аргументы приводит, уже многое будет понятно.
Кроме этого, большим плюсом будет, если руководитель привлек в команду несколько звезд. Это, например, было сделано в проекте iqplanner.com, где удалось привлечь к работе Дмитрия Коновалова, который раскручивал в свое время Skyscanner в России, OneTwoTrip — в Великобритании.
В-четвертых, размер рынка, на котором собирается работать компания, должен быть достаточно большим. К сожалению, многие стартапы пытаются решить частную проблему в относительно небольшом сегменте, тем самым устанавливая для себя потолок.
И этот потенциал должен выражаться в том, что капитализация компании может вырасти в десятки, а то и в сотни раз. Компания не должна ограничиваться работой на российском рынке (в силу его небольшой емкости). Проект с рождения должен иметь глобальные амбиции. Желание продавать свои услуги по всему миру — один из ключевых факторов для выбора перспективного проекта.
Затем надо обратить внимание на «заход» стартапа к вам, то есть первое письмо или первые слова людей, которые пришли просить деньги. Первое письмо инвестору — это как первое свидание, и поэтому стартап не должен выдавать всю информацию о проекте.
Команде необходимо только заинтересовать инвестора и внести интригу. Самый интригующий «питч», который я видел, сделала команда Lobster.media. Они рассказали, что собираются продавать любую фотку из сетей за $1, тем самым решив во всем мире проблему нелегального использования интеллектуальной собственности.
Где найти стартапы
Три моих проекта из четырех являются резидентами «Сколково», так что первый совет, который бы я дал инвестору, — обратить внимание на технопарки и бизнес-инкубаторы, подобные «Сколково», Фонду развития интернет-инициатив (ФРИИ) и другим.
Кроме этого, будет совсем не лишним получить дополнительные знания. Я очень рекомендую начинающим бизнес-ангелам присоединяться к клубам инвесторов, таким как Smarthub, VentureClub, StartTrack и т. д. Сейчас я помогаю вывести на новый уровень развития Сколковский клуб бизнес-ангелов.
Участники клуба смогут получить полезные советы — например, что нельзя отправлять на венчурные инвестиции более 10-20% своего портфеля и что первые вложения лучше всего делать в паре с опытными инвесторами и на небольшие суммы.
У венчурных инвестиций есть масса позитивных факторов: это получение знаний, расширение клуба общения, посещение различных мероприятий. Так что даже если вы потеряете все свои вложения, вы много и получите, как минимум, опыт и ощущений драйва.