Прививка от безответственных трат. Советы банкира, как научить ребенка обращаться с деньгами
Как отец я понимаю, что сам отвечаю за то, какое финансовое воспитание получат мои дети. Как банкир я знаю, насколько важно оно для будущего детей. Вот несколько основных тезисов, которые, на мой взгляд, могут быть базой для качественного финансового воспитания в семье.
- Контроль и свобода
Способность видеть ситуацию в перспективе и делать выбор, оценивая последствия и риски, невозможна без опыта. То же касается ответственности за себя и свои решения. Для этого важно предоставлять ребенку определенную свободу в вопросах распоряжения, в том числе и деньгами. Я для себя принял решение давать ребенку некоторый бюджет карманных средств и разрешать самостоятельно ими распоряжаться, определять – потратить деньги на гаджеты, одежду или несколько раз сходить с друзьями в кино. Конечно, когда речь идет о человеке 12 лет, нельзя давать ему полную свободу. Хочется подстраховывать от ошибок, направлять, отчасти контролировать. Но жесткий контроль не даст ребенку чувство личной ответственности за свои деньги. Контроль должен быть «мягким». Например, давая ребенку карту вместо наличных, легко быть в курсе его трат, не задавая лишних вопросов (СМС-уведомления и онлайн-банк расскажут вам обо всем).
- Расстановка приоритетов
Умение взвешенно относится к расходам – основа грамотного использования кредитных инструментов. Безответственные траты как ветрянка – гораздо тяжелее переносятся во взрослом возрасте и плохо сказываются на общем состоянии. И как к болезни к ним можно приобрести иммунитет в детстве. Прививкой от необдуманных расходов может стать навык расстановки приоритетов. Иногда родители, особенно обеспеченные, стремясь дать ребенку все лучшее и желанное, создают у него ощущение, что все доступно. Хотеть много – неплохо. В основе амбиций в достижении цели лежит желание большего. Но ребенок должен понимать, что, хотя получить можно все, для этого всегда требуются усилия.
Со своими детьми я стараюсь всегда обсуждать его потребности и предлагаю оценивать те или иные покупки с позиции приоритетов. Важно, чтобы ребенок понимал, что деньги – это исчерпаемый ресурс, который нужно использовать аккуратно, приобретая то, что имеет значение, и не покупая то, что уже завтра окажется не нужным. При этом важно не оценивать желания ребенка. Не стоит говорить: «Тебе это не нужно». Лучше задавать открытые вопросы, чтобы он комплексно оценил свою потребность и сделал выбор сам.
- Уроки бюджетирования
Я своей дочери выдаю фиксированный бюджет на оплату мобильной связи. Она сама определяет, как потратить эти деньги, как уложиться в сумму. Это позволяет ей чувствовать себя взрослее, принимать решения и отвечать за них (если потратила деньги раньше, придется ограничить доступ в интернет и т. п.). Ребенку такой подход комфортен, а для меня это возможность научить ее рассчитывать свои расходы. Ведь для многих взрослых планирование бюджета – непосильная задача. Далеко не каждый понимает, куда уходят его деньги (хотя сейчас все меньше, ведь в онлайн-банке легко и просто вести учет трат по категориям). Взрослому изменить свое отношение к деньгам сложно. А для ребенка планирование и учет расходов легко может стать привычкой. Здесь нужно только сделать процесс интересным. Что важно детям? Они любят играть и хотят быть взрослыми. Чтобы быть взрослым, нужно иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Учет расходов, который так скучен взрослому, для ребенка может стать увлекательнейшей игрой. Удобное приложение на телефоне – и игра в бюджет запущена.
- Постановка целей
Дети в отличие от взрослых очень любят копить. Их даже не нужно этому учить. Но поддержать интерес стоит. Я стараюсь помогать своей дочери ставить цели накопления, мотивирую ее некоторые покупки делать из своих сбережений, откладывая деньги. Геймификация в помощь: даже взрослым мы предлагаем ставить цель и «копить с нами». Для детей такие возможности в виде приложений и сервисов в бюджетных программах тоже есть. Здесь важно соблюдать меру. Поставив цель, ребенок может слишком урезать свои ежедневные расходы. Если процесс окажется слишком тягостным, то в привычку не войдет: постоянно себя ограничивать слишком тяжело. Важно не чтобы ребенок сэкономил и сам купил себе гаджет, а чтобы накопление небольшой части личных средств стало комфортной привычкой.
- Цена денег
На Западе, где рыночная экономика имеет большую историю, родители уже давно пришли к тому, что цену денег ребенок ощущает через заработок. Когда я сам был подростком, то заработал первые деньги еще в 14 лет. Для нас было нормой подрабатывать. В 16 лет многие французские школьники на каникулах трудились на сборе урожая, например. Это не вопрос отсутствия денег, а вопрос традиции получать их самостоятельно. Те первые доходы стали для меня мотиватором к труду и самостоятельности. В 16 лет родители открыли мне банковский счет, где я хранил и свою зарплату. Что-то тратил, часть суммы копил для путешествий. Для нас во Франции это также естественно, как учиться в школе. Во многих семьях в 16 лет у ребенка уже есть свой счет. Это очень дисциплинирует и учит задумываться о финансовых инструментах.
- Не забывайте о себе
Все эти советы проверены временем и моим личным опытом. Но главный секрет успеха в финансовом воспитании детей – личный пример. Финансовое воспитание ребенка начинается с родителя.