Угроза импичмента: как скандалы в США и Бразилии повлияют на российских инвесторов?
Поводом для этого снова стали политические перипетии в США. Так, конгрессмен-демократ от штата Техас Эл Гринг предложил инициировать процедуру импичмента главы Белого Дома из-за создания помех в расследовании вмешательства иностранных государств в прошедшие полгода назад выборы. На этом фоне американский индекс S&P 500 потерял почти 2%, что стало самым значительным снижением с начала года. Такое движение вновь продемонстрировало инвесторам, что американские рынки готовы падать.
В контексте усилившихся опасений по поводу импичмента необходимо понимать, что это очень далекая и туманная перспектива. Большинство голосов в Конгрессе принадлежит республиканцам, поэтому чтобы инициировать процедуру отстранения президента от власти, Дональд Трамп должен совершить какой-то немыслимый проступок. На данный момент важно, что из-за локальных политических разбирательств стало совершенно невозможно исполнять предвыборные обещания. Вопросы бюджетной стимуляции и других реформ, которые должны обеспечить ускорение экономического роста до 3%, тормозятся на стадии обсуждения в Конгрессе.
Таким образом, получается «гордиев узел», на который завязана и ФРС. В условиях нестабильного экономического роста повышение ставки неоправданно. Усилившаяся волатильность также поддержала спекуляции о том, что регулятор не пойдет на дальнейшее ужесточение монетарной политики на июньском заседании.
На этом фоне спрос на безрисковые активы увеличился, доходности десятилетних казначейских облигаций США (US treasuries) опустились до 2,25%. Доллар ослаб против евро до отметки 1,12. Это, в свою очередь, оказало поддержку рынкам сырья. А новость о том, что членам ОПЕК удастся пролонгировать соглашение о заморозке нефтедобычи на встрече 25 мая толкнула котировки Brent выше $54 за баррель. Отскок американского рынка акций сопровождался таким же движением на долговых инструментах. Вслед за доходностью treasuries немного выросли цены облигаций, а спреды перестали расширяться.
Индексы S&P и Dow Jones вернулись на исторические максимумы, а индекс технологических компаний NASDAQ с начала года прибавил почти 15%, то есть рост ушел в зону высоко рискованных имен. Впрочем, инвесторы не спешат играть исключительно на американских площадках, которые торгуются на максимумах. Последнее время наблюдается переток средств в бумаги недооцененных эмитентов Европы, а также развивающихся рынков. На этом фоне, отстававший в предыдущие годы, банковский сектор Европы активно наверстывает упущенное.
«Бразильский сериал»
Другой важной темой для долговых рынков стала потенциальная угроза второго импичмента в Бразилии. В прошлый вторник появились новости, что собственники и часть топ-менеджмента крупнейшего мясного холдинга JBS пошли на сделку со следствием в рамках продолжающегося расследования «Автомойка». Так, владельцы компании Жоэсли и Уэсли Батиста представили доказательства вовлеченности сегодняшнего президента Мишеля Темера в масштабные коррупционные схемы. Владельцы JBS также подтвердили, что давали взятки всем президентам страны за последние 16 лет. Президент, однако, пытался опровергнуть представленные доказательства и перевести внимание на саму компанию, обвинив JBS в инсайдерской торговле на падение национальной валюты.
Новый виток коррупционного скандала спровоцировал понижение рейтингов JBS на одну ступень. Акции компании потеряли около 45%, долларовые облигации компании просели в цене и выросли в доходности до 10%. Суверенный рейтинг Бразилии также поставлен на пересмотр в силу возросших рисков непроведения необходимых экономических реформ.
Что касается мясной корпорации, JBS — глобальный игрок с хорошими финансовыми показателями. Коррупционный скандал оказал негативное влияние на имидж компании, что спровоцировало иски от американских инвесторов. Подобная история была у Petrobras, который урегулировал претензии путём выплат масштабных штрафов. У JBS на балансе достаточно денежных средств для покрытия обязательств и нормальной операционной деятельности в ближайший год. Однако в долгосрочной перспективе давление на кредитные метрики может оказать ограничение доступа к долговым рынкам и компании придется продавать непрофильные бизнесы.
Специфика вложений в бразильский рынок состоит в том, что основными иностранными инвесторами являются североамериканцы, поэтому новый виток коррупционного скандала, вряд ли, приведет к существенному перетоку инвестиций в рамках стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) в российские активы.
Сейчас не самый лучший момент для входа в рынок, но он вполне комфортен для удержания существующих позиций. Для инвестиций могут оказаться интересными долговые инструменты развивающихся рынков, где наблюдались сильные валютные колебания в начале года, например, в Турции.