К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Обама рассчитался с госдолгами

Обама рассчитался с госдолгами
И создал все предпосылки для новых проблем

«Дефолта» по гособлигациям и текущим платежам американского правительства не будет, мировые рынки могут вздохнуть спокойно — если судить по новостям, приходившим из-за океана в эти выходные и утром в понедельник. Руководство обеих палат Конгресса и администрации Барака Обамы договорились о пакете сокращения бюджетных расходов с одновременным повышением потолка государственного долга. План неплох, но принят он лишь в общих чертах — по сути же дискуссию о бюджете и долге передвинули на осень 2011 года, и происходить она будет уже с явной оглядкой на президентские выборы и полное обновление Палаты представителей. Результаты этой окончательной дискуссии могут быть самыми неожиданными и достаточно неприятными для Обамы.

Для понимания масштабов дискуссии: на нынешний финансовый год (с 1 октября 2010-го по по 30 сентября 2011-го) ВВП США составит $14,7 трлн, федеральные расходы — ориентировочно $3,5 трлн, дефицит — около $1,3 трлн, или 8,8% ВВП (скорее всего, несколько меньше из-за более высокого сбора федеральных налогов в первом полугодии 2011 календарного года). Согласованный всеми основными фигурантами план включает в себя следующие параметры.

Предполагается немедленное сокращение расходов на $917 млрд по неприоритетным статьям бюджета (не включая социальные расходы и оборону). А на втором этапе специальный «суперкомитет» из шести представителей от каждой из партий должен будет до 23 ноября согласовать сокращение расходов еще на $1,5 трлн, причем на этот раз в процесс уже будут включены военные расходы и часть медицинских программ (но не пенсионная система и расходы на медпомощь для бедных). Комитет будет иметь право переписать налоговый кодекс, а президент Обама пообещал наложить вето на любой его проект, не решающий вопрос о структуре и размере доходов бюджета.

 

Вместе с немедленным сокращением расходов потолок федерального долга будет увеличен на те же $900 млрд. А еще одно увеличение, на $1,5 трлн, вступит в силу, если Конгресс одобрит решения вышеупомянутого комитета (или же примет поправку к Конституции о том, что в мирное время бюджет США должен быть сбалансированным — но эту поправку в том или ином виде пытаются принять с 1936 года, и едва ли получится и на этот раз).

Если же Конгресс до 23 декабря не одобрит решения «суперкомитета», потолок госдолга будет увеличен чуть меньше, на $1,2 трлн, и одновременно вступит в силу автоматический секвестр бюджета с 2013 года на все те же $1,2 трлн — половина из военного бюджета, половина из социальных расходов. Это не решит структурных проблем, но позволит переложить их на новый состав Конгресса и на президента, избранного в ноябре 2012 года. Увеличение же потолка госдолга в 2012 году будет почти автоматическим — Конгресс сможет заблокировать его двумя третями голосов в обеих палатах, которых при любом сценарии не из области фантастики даже наиболее отмороженные противники Обамы не наберут.

 

Проект, принятый после нескольких месяцев политического кикбоксинга, казалось бы, учитывает интересы всех сторон. По масштабам секвестра бюджета и его структуре он близок к плану демократического большинства в Сенате. При этом он включает в себя и требования администрации о включении в пакет налоговой реформы, и требования республиканцев о том, что росту долга должно соответствовать такое же по размеру сокращение расходов. Казалось бы, волки сыты, овцы целы, инвесторы довольны, финансовая катастрофа предотвращена. Но все это не совсем так.

Во-первых, как я уже писал в этом блоге, на принятие конкретных решений о секвестре будут очень сильно влиять местечковые интересы конкретных сенаторов. В Сенате влияние мелких штатов непропорционально велико — и Калифорния (11,5% населения США), и мелкие штаты вроде Вермонта и Вайоминга с долей населения меньше 0,2% поставляют по два сенатора. В результате сельские штаты, где живет меньше 5% населения, дают 20% состава Сената, а 16% населения выбирают половину сенаторов. Поэтому вопрос о субсидиях на производство сои, налоговых льготах для фуражного зерна или же строительство новой федеральной тюрьмы в прериях может помешать принятию важных в масштабе страны бюджетных мер. Битва будет идти за каждый кусочек «свинины» (pork), как называются на американском политическом жаргоне меры местного значения, привязанные к важным законопроектам.

Во-вторых, для будущего роста и роли США в мире важно, что порежут. Эффект для национальной экономики от снятия с довольствия Египта, Иордании и Израиля может быть нулевым (расходы на эти страны сравнительно невелики, а отказ от них никак не скажется на потреблении внутри США), а политические последствия — огромными. Отказ от ряда оборонных проектов и заказов может ударить по занятости по всей цепочке поставщиков. Эффект от возможного сокращения армии или почтовых служащих — очень разный. Сама по себе согласованная цифра сокращения почти ни о чем не говорит, важно, что и где сокращать.

 

В-третьих, выход из долгового кризиса не обязательно принесет Обаме политические дивиденды. Сейчас наиболее выигрышно смотрелись самые радикальные элементы в обеих партиях, компромисс, видимо, удовлетворит среднего избирателя ровно до начала повышения налогов (явного, через рост ставок, или скрытого, через отмену льгот). После этого будет масса недовольных — кто станет козлом отпущения, будет зависеть от мастерства пиарщиков.

Последняя реформа, увязавшая налоги, бюджет, госдолг и позволившая отправить на бойню ряд священных коров, была при Клинтоне в 1993-1994 и 1995-1996 годах. Ее результаты были оглушительно успешными — за пять лет США перешли от структурного дефицита к профициту, госдолг снизился на 10 процентных пунктов, резко упали процентные ставки в экономике, снизилась инфляция, и на этом фоне ускорился экономический рост. Но сейчас последствия реформы менее очевидны: ставки исторически низкие, безработица (в том числе структурная) выше, чем в тот период, невозможно провести резкую демилитаризацию в условиях двух крупных военных операций за рубежом. В случае неудачи нынешнего плана очередной паникой на рынках дело может не ограничиться: финансовую систему ждет серьезное переформатирование — и тогда вопрос о кредитном рейтинге США будет уже далеко не самым важным.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+