К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Собянин взялся за такси

Собянин взялся за такси
Борьба с нелегальными перевозчиками повысит цены на московские такси до уровня западноевропейских

В начале своего московского правления Сергей Собянин триумфально победил киоски, рынки и прочую неорганизованную розничную торговлю, которая, как выразился новый мэр, «торгует бог знает чем […] и в меньшей степени товарами, которые необходимы для жителей того или иного микрорайона». Следующей жертвой могут стать люди, подрабатывающие на собственных автомобилях (на языке чиновников — «нелегальные перевозчики»). Этому посвящена серия из двух статей: этой и следующей.

Главное, что отличает Россию от находящихся западнее нее постсоциалистических государств, — огромное число людей, надеющихся на государство, зависящих от него в своем выживании. Очень высок патернализм, относительно немногочисленны люди, полагающие, что способны прокормить себя самостоятельно.

 

Многие из них с начала 1990-х годов занимаются розничной торговлей или частным извозом — тогда обнаружилось, что худо-бедно, но прокормить семью, занимаясь извозом, вполне возможно. Неслучайно еще лет 8-10 назад — до того, как вышло на пенсию поколение 1940-50-х годов, — наиболее резкие, независимые от пропаганды политические суждения можно было обнаружить именно у московских таксистов. Это люди, привыкшие рассчитывать на себя и жить своим умом.

С началом нового века государство, вместо того чтобы таким людям хотя бы не мешать, последовательно вытаскивает из-под них опоры. Кажется, теперь подходит очередь таксистов.

 

Одному Собянину победить таксистов будет непросто. Ведь сейчас эта деятельность не лицензируется — достаточно уведомления. Очень сложно и наказать «бомбил». Но очень уж сильно хочется. Поле для деятельности легальных такси можно расчистить точно так же, как постепенная ликвидация рынков и мелкорозничной торговли расчистила поляну для торговых сетей. Поэтому с подачи Собянина мэрия и Мосдума готовят законодательные условия для ужесточения регулирования перевозчиков. В качестве «пряника» легальным таксистам разрешат двигаться по полосам, выделенным для общественного транспорта (пока таких в городе две).

Не оставит своей заботой мэрия и общественный колесный транспорт. Из него в 2012-м планируется убрать турникеты, заменив их контролерами. Ну, разумеется, это как раз работа для людей, которую в XXI веке никаким электронно-механическим средствам не передоверишь. Высокотехнологичные контролеры, рост производительности труда, сами понимаете.

Николая Лямова, заммэра по транспорту, видимо, вдохновил пример московских электричек, куда контролеры вернулись еще несколько лет назад. Но окупают они себя только за счет резко повышенных цен на билеты и 50-рублевой комиссии за навязанную услугу — принудительную покупку билета в вагоне вместо его приобретения «на выходе». Разумеется, при замене турникетов контролерами должен будет подорожать и транспорт. Но это вообще единый результат начальственных мероприятий по улучшению жизни: она становится дороже и дороже.

 

Аналогичные по смыслу мероприятия ждут и междугородних перевозчиков. Мэрию не устраивают «стихийные автовокзалы», сложившиеся у окраинных станций метро, расположенных рядом с магистралями («Тушинская», «Речной вокзал», «Алтуфьево», ВДНХ, «Щелковская» и т. д.). Видимо, такие стоянки будут запрещены. А для пассажиров, к их радости и удобству построят сверкающие новенькие автовокзалы из стекла и бетона. За их же, разумеется, счет.

Вернемся к таксистам. Пока у ГИБДД нет возможности оштрафовать водителя, решившего, например, по дороге домой немного заработать и подвезти попутчика. В ходе операции «Нелегальный таксист» наказывать приходится по другим статьям: нарушение правил стоянки и остановки, опьянение, выезд на встречку и т. д.

Эта «операция», разумеется, полумера на переходный период. А план у Собянина следующий:

• создать единый реестр таксистов и единую диспетчерскую службу,

• ввести аттестацию водителей такси (включая экзамен на знание русского языка и города),

 

• создать закрытый перечень регулируемых и нерегулируемых стоянок такси,

• ввести фирменный знак «Московское городское такси»,

• ввести требования для транспорта (такси должны быть четырехдверными, с системой ГЛОНАСС/GPS, двигателем стандарта Евро 3, с электронным таксометром и климатическим контролем). То есть не подходит даже Renault Logan в топовой комплектации, не говоря уже о стареньких «Жигулях».

Не забыли чиновники и об интересах «смежников»: автомобилю придется два раза в год проходить техосмотр, а водителю периодически — медосмотры. Включая визиты к психиатру раз в 5 лет.

 

Результат прогнозируем. Сейчас в городе, по данным мэрии, около 9 000 легальных такси и минимум 40 000 людей, занимающихся тем же нелегально. Цены на любые перевозки (автобус, маршрутка, такси по городу, межгородские автобусы и такси) примерно вдвое дороже, чем на Украине. Это притом что бензин там дороже, чем в России, на 20-30%.

Реализация собянинских планов повысит цены в реальном выражении раза в 1,5-2, до уровня европейских столиц. И не надо думать, что это все касается только Москвы. У нас ведь вертикаль! Аналогичный законопроект готовится в Самаре, а в Краснодаре он уже принят. Кстати, там теперь извозом занимается компания, входящая в «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Может, это только тест и вся суета вокруг московских такси из-за того, что Краснодар — только проба и олигархам на самом деле хотелось бы заняться частным извозом и в Москве?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+