Из окна лимузина, особенно если он в кортеже, мир видится иначе, чем с автобусной остановки. Если человека уже много лет не настигало на улице внезапное чувство голода, когда кружащаяся голова мешает идти дальше, ему едва ли понять, зачем нужны на улице ларьки с горячим питанием. Если человек этот и по магазинам сам не ходит, и в ресторан попадает, только когда столик в нем заказан кем-то из свиты, а охрана загодя и до блеска зачистила помещение от посторонних, ему кажется, что столичный город М. — город без очередей и с вечно свободными местами, куда бы ни пришел. Можно, собственно, и не ходить: дома готовит выписанный из Европы повар.
И мерещится такому человеку из все того же окна, что это киоски, киоски, киоски заполонили всю проезжую часть и не дают прохо…, то есть, пардон, проезду. Ведь даже когда градоначальник садится в автобус, он, пусть и суббота, едет с гибддшным кортежем и мигалками по «встречке», объезжая пробку. Может, смотрел в этот момент в левое окно — и киоски близко-близко, бывает так. Киоски у станции метро 1905 года были убраны, поскольку загораживали вид на памятник. Хотя, подъезжая к площади, Собянин еще не знал, что там за памятник.
У меня к мэру свой счет. Там, где раньше можно было что-то на бегу перехватить, теперь пустота. Будто специально для памятника Начальственной Дури.
Город М. страшно неудобен для жизни. И очень дорогой. Начальственная Дурь, кажется, делает все, чтобы сделать город еще дороже и еще неудобнее.
Первый приступ этой самой Дури был купирован, как говорили, благодаря Роману Абрамовичу. Александр Жуков, отец подруги Абрамовича и владелец киосков мороженого «Айсбери», пожаловался зятю на борьбу с бизнесом, тот якобы позвонил Путину, и на следующий день мэр ругал чиновников за излишнюю прямолинейность. Под раздачу, однако, успели попасть 200 терминалов QIWI, 70 «Крошек-Картошек», 60 палаток «Стардогз» и сотен пять «просто киосков».
Процедура закрытия бизнеса (покинуть место некоторым нужно было за несколько часов) и отсутствие документов на ликвидацию бизнеса у чиновников слишком напоминали Киргизию или, скажем, Белоруссию. Около 10 000 рабочих мест ликвидировано практически в одночасье. Торговые сети, с которыми натужно борется ФАС, тихо радуются Начальству. Приятно, конечно, когда его забота вдруг касается не только тебя.
С тех пор запал вроде бы прошел. Но Дурь на то и Дурь, что ее не унять. Чем больше чешется, тем сильнее чешешь. Чем сильнее чешешь, тем больше чешется.
Последние новости из городка М., как и предпоследние, малоутешительны. Начальство хочет втрое сократить число газетных киосков. Помещаться в киосках новых моделей будет в несколько раз меньше изданий, чем в нынешних, а стоить они, разумеется, будут как минимум вдвое дороже (0,5 млн рублей). Но начальству — ему-то газеты и журналы на стол курьеры приносят — внешний вид киосков, видимо, по душе. А может, и их изготовитель.
Вообще все киоски в городе М. должны быть трех моделей, специально от Москомархитектуры: «классика», «модерн» и «свободный стиль». А то нынешние «разномастные объекты торговли город не украшают», считают москомархитекторы. Остальное в городе М. сделано, осталось украсить. Обсуждать разработанные москомархитекторами варианты с точки зрения улучшения образа города и логистики торговли не представляется возможным, заметил Григорий Ревзин, а сами объекты выполнены на уровне курсовой студента 2-го курса на «хорошо». Плюс отсутствие антивандальной защиты и, соответственно, большие эксплуатационные расходы.
Киосков, конечно, станет меньше в 2,6-3,7 раза. При этом все ларьки должны в обязательном порядке стать специализированными. «Мелкая розница торгует бог знает чем […] и в меньшей степени товарами, которые необходимы для жителей того или иного микрорайона», — говорил Собянин. Кому, как не ему, знать, что нужно. А доля непрофильных товаров у киосков типа «Пресса», «Хлеб», «Молоко» должна быть менее 20% ассортимента. А сигареты и игрушки в газетных киосках и чипсы в ларьках с мороженым нарушают стилевое единообразие.
Будет ликвидировано множество киосков в метро и рядом с ним. Те, что стоят ближе 25 м к входу в метро и подземным переходам, очевидным образом мешают движению транспорта. Оно и понятно. Перед киосками толпится народ (их ведь стало на пару порядков меньше, чем в начале 1990-х, когда власть на время ушла и городок М. был раем для малого бизнеса), чем и отвлекает водителей от движения.
А начальство на то и начальство, что ему до всего есть дело. И всем-то оно помогает.