Постепенно, день ото дня утрачивая доверие к московскому мэру, президент Дмитрий Медведев никогда не выказывал недовольство сложившейся в столице системой власти. Это не удивительно: система Лужкова весьма схожа с общероссийской.
Конечно, отличаются вкусы. Можно надеяться, что в Москве станет несколько меньше Церетели, Глазунова, Шилова и Андрияки. Они чужды модернизационной парадигме. Но сделанного в архитектуре (фирменный стиль — ликвидация исторического здания в процессе его якобы реконструкции) не вернешь. Уникального бассейна «Москва» и многих других зданий и сооружений уже не будет.
Раз уж выбирать нового Лужкова будем не мы, а президент с «Единой Россией», было бы неплохо составить список пожеланий к новой, облеченной доверием столичной власти. Это должны быть не глобальные («победить пробки»), а очень локальные, точечные шаги. Например, законодательно запретить (во избежание окончательного дорожного коллапса) ставить новые торговые центры близ крупных дорог.
А вдруг у нового, правильного, мэра найдется здание для Музея кино, выселенного из Киноцентра? Ведь без него Москва совсем не та, что прежде. Может быть, удастся пересмотреть решение о сносе ЦДХ. Хотя его принимали (с подачи мэрии) федеральные власти, то есть буквально российское правительство. Может быть, удастся сохранить Боровицкую площадь. Хотя построить на ней собираются новое здание музея «Московского Кремля».
Лужков, вне всякого сомнения, опередил свое время. Еще в «вольных 90-х» он превратил Москву в гигантскую централизованную госкорпорацию. Она функционирует по тем же принципам, что и госкорпорации, созданные десятилетие спустя, и превосходит по размерам некоторые из них. Перед тем как к управлению этим хозяйствам приступят новые сити-менеджеры, имеет смысл взглянуть на структуру бизнеса госкорпорации «Москва».
Бизнес чиновника, в отличие от обычного бизнеса, строится не на доходах, а на расходах. Вернее, на завышении расходов и занижении доходов. Поэтому условные «бизнес-подразделения» московской госкорпорации, которые можно выделить, будут как «доходными», так и «расходными». Есть такие и среди госкорпораций — например, «Олимпстрой» или Фонд развития ЖКХ.
Расходы московского бюджета в этом году должны были (согласно принятому в декабре 2009 бюджету) достигнуть 1,12 трлн руб. В июне планка была увеличена до 1,25 трлн руб. (дефицит — 0,19 трлн руб.). Получается, в год московское правительство тратит около $41 млрд. Это лишь в 1,5 раза ниже бюджета Нью-Йорка на нынешний год. До кризиса, когда рубль стоил дороже, бюджеты этих двух городов сравнялись. Разумеется, бизнес возможен далеко не на всех расходах. Например, на выдаче зарплаты бюджетникам не заработаешь почти ничего, если только не прокручивать ее в уполномоченных банках. Но такая практика, обычная для середины 1990-х, сейчас большая редкость. Поэтому основной заработок чиновникам приносят не бюджетные инвестиции, а выдача разрешений на строительство, надзор за ним, магазинами и т. д. Ниже идет речь только о самых крупных структурах, которые были бы выделены в самостоятельные бизнес-единицы, если бы это была корпорация, а не региональная власть.
Бизнес-единица «Строительство и его регулирование»
Стройиндустрия — одна из основ московской экономики. Несмотря на всю декларируемую (при наличии большого количества промзон) нехватку площадей, в этом году должно быть построено порядка 3 млн кв. м жилья. Это не меньше 5% всего жилья, которое будет возведено в этом году России. Примерно четверть московского жилья возводится за счет бюджета (55,4 млрд руб.).
Кроме жилья, бюджет активно инвестирует в строительство промышленных и инфраструктурных объектов. Всего такие инвестиции в этом году должны составить 77 млрд руб. В объекты ЖКХ инвестируется еще 40 млрд руб. Чем более «хлебная» сфера экономики, тем выше в ней доля бюджетных расходов, идущих на инвестиции (в сравнении с расходами, которые обеспечивают функционирование учреждений). Например, на библиотеках особо не заработаешь. Тут почти все деньги из выделяемых на их работу 3 млрд руб. идут на обеспечение функционирования (оплата труда, платежи по ЖКЗ), и лишь 23 млн руб. — на комплектование фондов.
Наоборот, в коммунальном хозяйстве на инвестиции идет почти 40 млрд из выделяемых ему 60,4 млрд руб., а в жилищном — 55,4 млрд из 118,9 млрд руб. Больше инвестиций — выше доходы конкретных чиновников. Московские строители обычно говорят, что на взятки регуляторам уходит не меньше 10%. Доля неэффективно растрачиваемых госинвестиций в несколько раз выше.
Следственный комитет расследует дело заместителя мэра Александра Рябинина — он обвиняется в том, что вынудил предпринимателя безвозмездно передать его дочери нежилое помещение в центре Москвы (200 кв. м). А руководитель департамента дорожно-мостового строительства мэрии Александр Левченко, по данным СКА, просто передал фирме, которую возглавляет его жена, контракты на 7,5 млрд руб. В противном случае ему якобы не было бы выдано разрешение на строительство. Теневые доходы чиновников, занимающихся регулированием строительной сферы в Москве и освоением инвестиций в сфере строительства и ЖКХ, весьма консервативно можно оценить в 200-300 млрд руб.
Бизнес-единица «Аренда»
В отличие от налогов, администрированием доходов от использования собственности занимается московское правительство. Они не достигают и 5% московского бюджета (в этом году, по июньскому плану — 45,9 млрд руб.). При этом Москва владеет 44 млн кв. м недвижимости, будучи крупнейшим владельцем площадей в городе. Из этого богатства в аренду сдается около 5 млн кв. м, доходы от чего, согласно бюджету, должны составить 12,1 млрд руб. Получается, за квадратный метр московские чиновники выручают жалкие $80 в год — в несколько раз ниже рыночной ставки. При этом предприниматели платят за аренду по ценам, близким к рыночным. Как образуется и куда идет разница, какую роль играют посредники и как продаются/покупаются компании-пустышки с оформленными правами аренды, подробно описано в опубликованной недавно в журнале статье «Дома-призраки». Очень условно размер доходов данного бизнес-подразделения можно оценить (только по зданиям, не беря в расчет землю) как минимум в $2-3 млрд в год. Потенциал превышает эту сумму в несколько раз.
Бизнес-единица «Транспортное строительство»
В 2010 году Москва выделяет на дорожное строительство 55,4 млрд руб., а на строительство метрополитена — 26 млрд руб. На бюджетные инвестиции в транспортные объекты, «не включенные в городские целевые программы», тратится еще 34,9 млрд руб. Размер разного рода неэффективных трат в процессе дорожного строительства может достигать 50%.
Фонд прямых инвестиций. Именно так называется в частном бизнесе деятельность по аккумулированию денежных средств и их последующее инвестирование в различные бизнесы в обмен на долю в собственности. В этом году Москва вложит в уставные капиталы различных АО 33,2 млрд руб. Среди них и пресловутый «МосМедыньагропром», и масса других предприятий, включая Банк Москвы, Центральную топливную компанию (ЦТК), Фонд предприятий оптово-продовольственного комплекса и т. д.
Бизнес-единица «Реклама»
Это, можно сказать, мелкий побочный бизнес, подсобное хозяйство. Некоторое представление о его характере можно составить по делу Владимира Макарова. Год назад чиновника обвинили в том, что от рынка московской «наружки», объем которого оценивается в 20 млрд руб., столичный бюджет недополучил 130 млн руб. (предоставление 50%-ной льготы при оплате права разместить рекламу). Это дело ничем не закончилось. Но если бы масштаб злоупотреблений на рынке московской рекламы действительно составлял жалкие 0,65% от его объема, это была бы, наверное, самая некоррупционная отрасль в стране. Вряд ли это так.
Теперь с госкорпорацией «Москва» не произойдет ничего страшного, но и ничего прекрасного. Будет заведено много дел. Через похожие процессы передачи власти в самом начале 2000-х прошли «Газпром», госбанки, РЖД и другие. Как правило, при этом система не менялась, только финансовые потоки перенаправлялись в другие русла. Скорее всего, так будет и сейчас. Сначала — взять почту и телеграф, а уж потом, если получится, — модернизировать.