Автор — глава лондонского винного клуба Red&White, постоянно живет и работает в Лондоне
Скрипачка Наоми, с которой мы вместе снимаем квартиру, — барышня довольно кроткого нрава. Но недавно она вернулась домой из университета, буквально пыхтя от ярости. «Они просто перекрывают нам кислород!» — выдохнула она, ничего не объясняя. Я знала о протестах среди студентов и поняла, что «нам» — это университету Goldsmiths, в аспирантуре которого учится Наоми, «кислород» — это бюджетное финансирование, а «они» — это правительство.
В планы правительства входит повышение платы за обучение в вузах страны в три раза: до £9000 в год. Это часть масштабного правительственного плана по сокращению бюджетного дефицита. Среди прочих мер — изменения в пенсионной системе, налогообложении и выплате социальных пособий. Но именно повышение стоимости платы за учебу в университетах стало поводом для массовых протестов в Великобритании. А после того как в ходе массовых студенческих акций протеста в этот четверг было ранено 17 человек, представители полиции признали, что ситуация может выйти из-под контроля. Студенты уже подтвердили, что спускать дело на тормозах не будут и в конце месяца снова выйдут на улицы города.
Студенты, конечно, не первые, кто получил от властей «черную метку». О том, что бюджетные расходы будут серьезно урезать, было известно с момента формирования коалиционного правительства. (Тогда вошедшие в коалицию с консерваторами либерал-демократы и их лидер Ник Клегг вызвали гнев сторонников, забыв про предвыборные обещания не повышать плату за образование, которое должно быть доступно всем). Но большинство прочих идей о том, что делать с дефицитом бюджета, не возбудило такой реакции. Ужесточение процедуры, позволяющей малоимущим получить оплачиваемое государством жилье, отмена детский пособий, не зависящих от доходов родителей, повышение подоходного налога и возраста выхода на пенсию — все это вызывало у британцев ворчание. Искреннее, коллективное, но недостаточное для того, чтобы выйти на улицы Лондона и заставить власти признать серьезность ситуации.
Студенты протестуют против будущего размера платы за обучение в вузах и условий, на которых кредит на оплату обучения может быть предоставлен. Сторонники политики правительства напоминают, что кредит этот в любом случае будет максимально льготным. Британские власти отказались дать университетам полную свободу в определении стоимости учебы: верхний порог будет установлен на уровне £9000 в год. Университеты, которые будут взимать максимально возможную плату, обязаны обосновывать такое решение и давать абитуриентам гранты. Кредит на обучения может быть выплачен в течение 30 лет по окончании учебы в случае, если бывший студент зарабатывает более £21 000 в год.
В теории это означает, что человек, сумевший поступить в дорогой вуз и не работающий после окончания учебы, получит престижный диплом за счет государства. На практике для многих нынешних и будущих студентов — или их родителей — высшее образование будет означать многотысячные долги. Впрочем, по мнению некоторых британцев, это правильно — если вся страна страдает от последствий финансового кризиса, то почему бы студентам не пострадать вместе со всеми и не заплатить по счетам?
Как написал на форуме британского телеканала Sky News один из зрителей, студентам пора открыть глаза на реальный мир, в котором живут все остальные: «Как и дармоедам, сидящим на шее у государства, им надо забыть о позиции «правительство нам должно». Пусть работают на полставки и платят за учебу в университете, это наведет порядок в их головах и отобьет охоту бастовать».
На этот аргумент еще одна моя знакомая, Таня, поучаствовавшая в демонстрациях в Лондоне, отвечает мне, что студенты платят и сейчас как во время, так и после учебы. За три года обучения в Оксфорде на степень бакалавра Тане, с учетом расходов на жилье и еду, предстоит заплатить около £20 000; аспирантура в Goldsmiths будет стоить не меньше £3500. Деньги на учебу Таня, как и большая часть молодых людей в Британии, получила по государственному студенческому кредиту. Если университеты поднимут цены, то многие просто не потянут выплаты по кредиту, даже льготному.
Повышение платы за учебу в британских вузах — это не только деньги. По сути, это ответ властей на вопрос, чем является высшее образование: роскошью или нормой. Полвека назад только 6% британцев шли после окончания школы в университеты; сейчас это делают 45% молодых людей. Министры нынешнего кабинета признают, что первоначальная модель бесплатного образования для всех больше не работает. Надо ли продолжать за нее цепляться? «Они что, хотят получить общество, разделенное на неучей и тех, кому повезло родиться в богатых семьях?» — отвечает на вопрос моя соседка Наоми. А как же равенство возможностей и «справедливое общество», о чем постоянно говорит премьер-министр Дэвид Кэмерон?
Автор — глава лондонского винного клуба Red&White, постоянно живет и работает в Лондоне