Подав заявление об отставке, Алексей Кудрин поставил премьер-министра Владимира Путина в крайне неудобное положение. Много лет вся экономическая политика правительства проходила именно под эгидой Кудрина. Достаточно далекий от бюджетной специфики Путин, придя в правительство с широко раскрытыми глазами, полностью доверился министру финансов. В кризис Кудрин стал для него настоящим талисманом, который удерживал на плаву неустойчивую экономическую систему. У Кудрина была четкая стратегия, готовая памятка для рачительных домохозяек: расходы не увеличивать, на авантюры не идти, на черный день копить.
Какая теперь будет экономическая и финансовая политика? Такая же? Если да, то кто будет вешать на входе в министерство табличку: денег нет? И сможет ли этот кто-то спокойно захлопывать финансовые двери не только перед депутатами, но и перед министрами? В последнее время это не очень получалось и у самого Кудрина. Цена нефти, при которой бюджет сводится без дефицита, все росла и росла. Когда версталась государственная программа вооружений (по иронии судьбы отвечал за нее Антон Силуанов, только что сменивший своего начальника), Кудрин ходил к Медведеву с доводами три или четыре раза, но свою позицию отстоять так и не смог.
Когда кресло министра покинул другой влиятельный чиновник, Герман Греф, его полномочия, бережно собранные в министерстве, были довольно быстро откусаны по кусочкам.
А Кудрин вообще представлял собой управленческий нонсенс. Он совмещал в себе финансовую политику сразу на двух уровнях: если он не мог решить вопрос на уровне министра, то переезжал с Ильинки в Белый дом, пересаживался в кресло вице-премьера и решал вопросы там. Как только Кудрин ушел, его полномочия начали дробиться. Причем отошли они в два противоборствующих лагеря. Министром, по крайней мере до выборов, станет человек из команды Кудрина, Антон Силуанов. А вице-премьерские полномочия ушли стороннику инвестиций и Сколково Игорю Шувалову.
Обдумывать новую финансовую конфигурацию Путину было особенно некогда. Сложности возникли почти сразу после неожиданной отставки. Чиновники Минфина рассказывают, что во вторник утром Кудрин позвонил в Белый дом и предупредил, что если затянуть с назначением, то бюджетный процесс встанет. Дело в том, что у заместителей министра финансов нет полномочий подписывать так называемую бюджетную роспись и корректировать лимит бюджетных обязательств. А они меняются почти ежедневно. Кроме того, в конце недели в Госдуму должен отправиться трехлетний бюджет, и его тоже нужно кому-то представлять.
Силуанова можно назвать старожилом Минфина — он пришел туда 20-летним парнем и работает на разных должностях уже больше 20 лет. В ранге заместителя министра он отвечал за так называемую межбюджетку — финансовые взаимоотношения между федеральным центром и регионами. В сферу его обязанностей входил и оборонный бюджет, который стал яблоком раздора между Кудриным и Медведевым.
За время работы в министерстве замы Кудрина, имея надежный тыл, часто позволяли себе отклоняться от линии партии. Например, статс-секретарь Сергей Шаталов настойчиво выступал с идеей повышения пенсионного возраста, хотя она сейчас прямо скажем, некстати. Другой заместитель Кудрина, «леди бюджет» Татьяна Нестеренко, хоть и выглядит как школьный завуч, известна жестким характером и усвоила золотую формулировку ничуть не хуже начальника. Силуанова же коллеги называют человеком компромиссов, который хорошо знает, что такое дисциплина. А именно она сейчас нужна Путину, чтобы снизить накал страстей.
Силуанов по характеру гораздо ближе к Набиуллиной, чем к Кудрину. Они работают в одной весовой категории, шутят чиновники Минэкономразвития. Он не склонен принимать решения единолично и быстро, как Кудрин: сначала все отдает на проработку и действует строго по регламентам. Силуанов устраивает и оставшихся пока на своих постах членов команды Кудрина. Однако и без приставки и. о. всем понятно, что Силуанов — фигура временная.