Премию по физике получили Джон Хопфилд из Принстонского университета и Джеффри Хинтон из Университета Торонто «за основополагающие открытия и изобретения, которые позволяют осуществлять машинное обучение с использованием искусственных нейронных сетей». По сути, это первая премия, присужденная за работы на стыке информатики, физики и биологии. Нобелевский комитет отметил, что во многом благодаря исследованиям Хопфилда и Хинтона «компьютеры могут воспроизводить процессы запоминания и обучения, хотя еще не умеют мыслить».
Известность лауреатам принесли изобретения начала 80-х годов, когда мощность ЭВМ оставляла желать лучшего. Американский биофизик Джон Хопфилд создал ассоциативную нейронную сеть, умеющую запоминать и воссоздавать изображения и другие наборы данных. Ученый опирался на модели статистической физики, описывающие поведение ферромагнетиков — веществ, «запоминающих» магнитное поле, в которое их помещали. Британец Джеффри Хинтон, «крестный отец» искусственного интеллекта, праправнук основателя математической логики Джорджа Буля, создал вычислительную модель под названием «машина Больцмана». Она также была основана на методах статистической физики и умела классифицировать изображения и создавать новые по заданному образцу.
Эти работы лауреатов, опубликованные во время «зимы искусственного интеллекта», когда интерес к этой сфере стал угасать, ознаменовали начало новой эпохи и положили начало бурному развитию машинного обучения. Новый всплеск внимания к алгоритмам Хопфилда и Хинтона произошел в 2000-е годы; сейчас они используются не очень широко и активно, но находят отдельное применение — например, в квантовых вычислениях.