К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Девушки составляют всего треть STEM-специалистов в мире — но не в арабских странах

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Среднемировое гендерное соотношение вузовских выпускников, получивших STEM-специальности, не меняется уже 10 лет: женщин среди них чуть более трети. Однако данные по конкретным государствам преподносят сюрпризы. К примеру, в арабских странах доля девушек, изучавших математику в 2018–2023 годах, оказалась существенно выше, чем в странах ОЭСР

Институт статистики ЮНЕСКО обобщил данные о выпускниках вузов в 2018–2023 годах. Выяснилось, что в последние годы, как и 10 лет назад, более 50% университетских дипломов защитили девушки. Однако среди получивших высшее образование по STEM-специальностям (от англ. science, technology, engineering and mathematics — «естественные науки, технология, инженерия и математика») их оказалось всего 35%.

Понятие STEM объединяет большое количество различных профессий: от математиков и айтишников до строителей, химиков и биологов. В мировом масштабе среди выпускников, которые получили квалификацию в области инженерии, производства и строительства, женщин примерно 28%, в области информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) — 30%, естественных наук, математики и статистики — 57%.

За средними показателями по миру скрываются любопытные детали, отражающие структуру вузовских выпусков в отдельных государствах. В 12 из 122 изученных стран доля женщин с дипломами по STEM-специальностям не превысила 25%. В число отстающих попали не только страны Черной Африки и Латинской Америки, но и европейские государства — к примеру, Швейцария и Беларусь. В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая объединяет большинство стран с развитыми экономиками, процент женщин среди STEM-специалистов оказался чуть ниже среднемирового: девушки в большинстве стран ОЭСР теряют интерес к точным и естественным наукам к окончанию школы и составляют лишь 31% выпускников STEM-профиля. Но есть и исключения: в Греции, Исландии и Польше у представителей обоих полов дипломов по STEM-специальностям почти поровну.

В девяти из изученных стран девушки получают в вузах образование в области технических, инженерных и естественных наук чаще юношей. Примечательно, что в список таких государств входят арабские: Сирия, Тунис, Алжир и Оман. В Бахрейне и ОАЭ доля женщин среди получивших образование в области естественных наук, математики и статистики — более 80%, в Саудовской Аравии — 70%. Считается, что представителям арабской культуры в меньшей степени, чем европейцам, свойственна так называемая математическая тревожность — страх не понять того, что связано с цифрами. Для примера: В России, по данным Российской академии образования, эта психологическая особенность, мешающая усвоению математики, присуща 53% учеников 5–11-х классов: 22% мальчиков и 27% девочек.

В странах Латинской Америки особенно низкая доля девушек в ИКТ: в среднем 18%. Россиянки редко получают образование в области физики, математики и ИКТ (20%), зато среди химиков и биологов их 60%.

Гендерный дисбаланс среди обладателей дипломов по STEM-специальностям естественным образом влияет на статистику трудоустройства. Согласно данным за 2022 год, в среднем по миру в инженерной, естественнонаучной сфере и ИКТ женщин — менее 25%. Подобное неравенство наблюдается и в педагогическом сообществе. Международное исследование, проведенное в 2018 году, показало, что в школах STEM-предметы преподает только 25% всех женщин-педагогов — против 31% мужчин. Максимальный гендерный разрыв в долях учителей по STEM-дисциплинам и всем прочим наукам наблюдается в Дании, Бразилии и Словении: от 8 до 14 процентных пунктов.

В современных реалиях ликвидировать дисбаланс полов в технологических областях особенно важно. В отчете ЮНЕСКО говорится, что бóльшая представленность женщин на руководящих постах в области разработки ПО и развития искусственного интеллекта помогла бы избавиться от гендерных перекосов в работе ИИ-алгоритмов. По мнению авторов отчета, чтобы исправить ситуацию, необходимы дополнительные инвестиции в программы, которые повышают интерес к STEM-дисциплинам у школьниц и помогают им осваивать технические специальности.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+