Как не убить в дочери инженера: техника безопасности в борьбе с гендерным стереотипом
В сфере науки и техники, особенно на ответственных и руководящих должностях, очевидно преобладают мужчины. Да и среди абитуриентов технических вузов мальчиков ощутимо больше. Есть ли на то физиологические причины? Исследования показывают, что усредненные показатели IQ у представителей обоих полов одинаковы, хотя некоторые различия все же есть: в частности, у женщин лучше развит вербальный интеллект, у мужчин — зрительно-пространственный. Эта разница зачастую сглаживается за счет индивидуальных особенностей и в процессе обучения, тем не менее среди математически одаренных учеников техническую специализацию выбирают 63% мальчиков и только 30% девочек. Во многом виной тому стереотип: с раннего возраста женщины привыкают к мысли, что математика — не их сфера деятельности и им вряд ли удастся добиться в ней серьезных успехов.
Как формируется интерес к профессии
Интерес к наукам и профессиям возникает в детстве и развивается у каждого человека индивидуально под влиянием множества факторов. С момента, когда ребенок начинает отзываться на свое имя, и вплоть до выбора профессионального пути есть несколько этапов взросления, каждый из которых обладает определенными особенностями. Их отражает периодизация психического развития, предложенная доктором психологических наук, профессором Валерией Мухиной.
- Притязание на признание (2–3 года) — малыш начинает нуждаться в положительной оценке своих поступков со стороны родителей и расстраиваться, когда взрослые им недовольны.
- Первый этап половой идентификации (4–6 лет) — ребенок замечает разницу между папой и мамой, мальчиками и девочками — не только физиологическую, но и поведенческую, ролевую (на втором этапе половой идентификации, который приходится уже на отрочество, внимание переключается с поведения мужчин и женщин на их взаимодействие между собой).
- Осознание так называемого психологического времени — закладывается одна из основ здоровья личности: человек учится соотносить себя настоящего с собой в прошлом («Этого я раньше не умел, а теперь умею») и будущем («Чтобы развить что-то в себе, нужно приложить усилия»).
- Формирование социально-нормативного пространства личности — психологи называют так всю совокупность прав и обязанностей, которые ребенок осознает, принимает и перенимает у своего окружения, ближайшего и широкого.
На каждом из этих этапов ребенок демонстрирует новые способности, которые могут указывать на будущий выбор специальности.
На профессиональные предпочтения могут влиять также внешние факторы. Воспитание, образовательная система, медиа и общение с окружающими в разные периоды взросления формируют у человека набор ожиданий и стереотипов. Яркий пример — скрытый учебный план, согласно которому детям в школах и детских садах не только дают академические знания, но и прививают правила коммуникации, гендерно обусловленные нормы поведения, культурный код. Сначала все это реализуется посредством простой игры в куклы или машинки, затем через разные задачи на уроках труда, замечания и просьбы учителей и т. д. Доказано, что преподаватели играют более значимую роль в формировании гендерной идентичности, чем, например, одноклассники. Именно учителя, часто из самых благих побуждений, могут способствовать формированию у девочек установок, связанных с «гендерной принадлежностью» той или иной профессии.
Пагубные стереотипы
Стереотипы о так называемых «женских» профессиях часто ограничивают профессиональный выбор девочек, но этим деструктивное влияние не заканчивается. Распространенные представления о том, что женщинам больше подходит работа в области образования и медицины, а мужчинам — в сфере науки, технологий и инженерии, способны отрицательно сказываться на самооценке девочек и их амбициях. Школьницы могут игнорировать или даже подавлять свой интерес к техническим дисциплинам и упустить возможность самореализоваться.
Механизм негативного воздействия стереотипов иллюстрируют результаты эксперимента, проведенного в 1999 году во Флоридском международном университете. Испытуемым, студенткам азиатского происхождения, предложили пройти математическое тестирование. Предварительно респондентки приняли участие в соцопросе, в котором им случайным образом досталась одна из трех анкет. В первой спрашивалось, в каком общежитии живут девушки — женском или смешанного типа, а также как они относятся к проживанию в одном здании с юношами. Вопросы второй анкеты были посвящены этническому происхождению и знанию родного языка, третьей — бытовым условиям жизни и их оценке. Учащиеся, которым перед тестом досталась первая анкета, справились с заданиями на 11% хуже остальных. В 2014 году эксперимент воспроизвели и получили аналогичные результаты. Иными словами, студентки хуже проявляли себя в математике, если перед проверкой знаний им приходилось задумываться на гендерные темы.
Многие исследования, однако, показывают, что девочки обладают не менее развитыми математическими способностями, чем мальчики. Такие результаты продемонстрировало, в частности, мое исследование, в котором изучалось влияние интерактивных методов обучения на успешность освоения математики. В нем девочки 12–13 лет проявляли более высокие способности к точной науке, чем мальчики того же возраста, — как до обучения, так и после.
Как избавиться от предрассудков
Чтобы минимизировать влияние деструктивных стереотипов, важно предлагать детям широкие возможности для самовыражения и обучения, не ограничивая выбор гендерными ожиданиями. Родители и педагоги могут повысить интерес ребенка к науке, предоставляя ему доступ к разным образовательным ресурсам и качественным учебным материалам. Важно поощрять любознательность, задавать вопросы и искать ответы вместе, посещать научные музеи и выставки.
Включение в познавательный процесс книг и фильмов, в которых разнополые герои успешно занимаются всевозможными видами деятельности, помогает сформировать более широкие взгляды на профессиональные роли.
Полезно также знакомить ребенка с историями успеха ученых и исследователей обоих полов. Такие рассказы вдохновляют и побуждают к достижениям в конкретных областях науки. Также важно обсуждать с детьми их способности, поощряя стремление учиться и укреплять уверенность в собственных силах.
Семь способов поддержать интерес к техническим дисциплинам
Развитие интереса к техническим наукам — задача, требующая от родителей и педагогов творческого подхода, внимания к индивидуальным особенностям и увлечениям ребенка. Вот несколько способов вдохновить начинающих исследователей и особенно — исследовательниц.
- Настольные игры и конструкторы. Разнообразные игры, правила которых заставляют экспериментировать и решать задачи, развивают логику и пространственное воображение. Для детей дошкольного возраста подойдут, например, «Дженга» и «Катамино», для младшего школьного — «Руммикуб», «Улей» и другие.
- Музеи и выставки. Посещение экскурсий, мастер-классов и лекций позволяет понять, как использовать технические знания на практике, и увлечь ребенка. В «Яндекс Музее», скажем, можно попробовать в действии представленные экспонаты — компьютеры и игровые приставки.
- Онлайн-курсы. Существует множество ресурсов для изучения технических дисциплин в игровой форме. В онлайн-школе «Алгоритмика» есть занятия по компьютерной грамотности, разработке и графическому дизайну. Skysmart предлагает детям и подросткам, интересующимся ИТ-профессиями, курсы программирования разного уровня сложности. Создать игру или фирменный стиль в Figma научат в «Фоксфорде», а программы пакета Adobe можно освоить в онлайн-школе «Айтигенио».
- Книги и журналы. Литература, доступно объясняющая сложные вещи, расширяет горизонты мышления и подпитывает любознательность. На сайте книжного интернет-магазина «Лабиринт», например, есть подборка литературы, которая помогает детям полюбить математику.
- Фильмы. Захватывающие истории о научных открытиях и изобретениях могут вдохновить на собственные проекты и эксперименты. Для этой цели подойдут киноленты «Одаренная», «Скрытые фигуры», «Игра в имитацию», «Умница Уилл Хантинг» и другие.
- Профориентационные тесты. Лучше понять, какие знания и навыки будут важны для будущей карьеры можно с помощью как коротких тестов, так и развернутого профориентационного тестирования в различных онлайн-школах.
- Научные лагеря и фестивали. Поездка в профильный лагерь или участие в тематическом празднике, например ежегодном фестивале «Наука 0+», поможет не только научиться новому, но и найти друзей со схожими интересами.
Противостоять формированию у девочки шаблонных установок о «женских» и «неженских» профессиях не всегда просто, однако для внимательного и мотивированного родителя нет ничего невозможного. В основе развития интереса к техническим дисциплинам и наукам должно лежать создание поддерживающей среды, в которой ребенок может без страха исследовать новое, экспериментировать и совершать открытия.