Количество игроков: 5–12
Возраст: от 14 лет
Навыки: дедукция, анализ, взаимодействие
Продолжительность партии: 35–40 минут
Самая популярная игра из категории «социальная дедукция», в которой необходимо понять, какой команде принадлежат другие участники, — это «Мафия». Дети, однако, часто играют в нее не по правилам: подглядывают, подслушивают, а также делают выводы о ролях других игроков на основании фактов, не относящихся к делу (он косо на меня смотрит, значит, он «мафия»).
Игра «Криминалист: убийство в Гонконге» позволяет поместить детей в более конструктивный контекст детективного расследования, не лишая их возможности обвинять друг друга. Как и в «Мафии», перед игрой участникам раздаются роли. В простейшей версии один человек становится детективом (аналог ведущего в «Мафии»), один — убийцей (как в «Мафии»), остальные — свидетелями (аналог мирных жителей). Кроме того, перед каждым, за исключением ведущего, выкладывается по четыре карточки с орудиями убийства и по четыре — с уликами. В начале игры убийца тайно (во время фазы, аналогичной фазе «Город засыпает») показывает детективу на одну из своих карточек с орудием убийства и на одну — с уликой. После этого начинается игра, в ходе которой свидетели стараются не только вычислить убийцу, но и определить орудие и улику. В этом им помогает детектив, который во время трех раундов дает игрокам подсказки с помощью специальных карточек. В конце каждого раунда игроки могут делиться догадками и выносить обвинения: указать на орудие убийства и улику. Сложность в том, что каждому игроку дается всего одна попытка на три раунда угадать виновного.
Так как ресурсов, чтобы вовремя принять решение, у игроков мало, игра вынуждает их более эффективно проявлять дедуктивные способности и делиться соображениями друг с другом.
***
Правила и алгоритмы каждой из четырех перечисленных игр кажутся довольно сложными, так что дети не смогут быстро разобраться в них самостоятельно. Поэтому важно не только подробно объяснить участникам все правила, но и первое время следить за тем, чтобы эти правила не нарушались. После такой подготовки, когда дети поймут, как устроена игра, можно перейти к обсуждению оптимальных стратегий и тактик.
Раскапывая пустыню или раскрывая преступление в игре, игроки проходят те же этапы, что и в математической задаче: сначала разбираются с тем, что дано и что надо найти, и только после этого начинают искать решение.