Итальянские школы планируют в очередной раз изменить систему оценивания
Министерство образования Италии недавно заявило о том, что система оценивания в младших школах должна измениться. В настоящее время она отражает, насколько хорошо ученик овладел тем или иным умением. Педагоги характеризуют уровень развития каждого навыка как начальный, базовый, средний или продвинутый. Министерство считает, что такая схема слишком сложна, и предлагает вернуться к системе оценок, которая была принята в школах до реформы образования 2020/21 учебного года, то есть к формулировкам «отлично», «хорошо», удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
До сих пор итальянские школы чувствовали себя довольно свободно. Учителя могли вовсе не оценивать контрольные в течение семестра, либо заменять их на другие виды проверочных работ, например тесты. Некоторые преподаватели предпочитали не выставлять оценки чаще, чем два раза в семестр. Уровень подготовки учащихся определяли в том числе с помощью моделирования житейских ситуаций, в которых дети могли проявить свои знания и навыки и взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Например, школьникам поручали устроить праздник или решить конкретную проблему. Родители получали на руки бумажный дневник или открывали электронный и видели, какой прогресс показывают дети в овладении тем или иным навыком.
Теперь чиновники заявляют, что прежний порядок был более эффективным, и хотят вернуться к старой схеме проверки и оценивания знаний. Педагоги и эксперты в области образования винят министерство в бюрократии и утверждают, что это будет огромный шаг назад. По их мнению, плохо уже то, что система меняется слишком часто, — от этого в первую очередь пострадают учителя, которым опять придется перестраиваться. Во-вторых, добавляют противники контрреформы, итальянские школы сейчас сталкиваются с гораздо более серьезными проблемами: нехваткой финансирования и учебников, кадровым дефицитом. Третий аргумент приводят специалисты Римского университета — их исследование показало, что оценки как таковые отрицательно влияют на младших школьников: слова «отлично», «хорошо» или «неудовлетворительно» снижают самооценку детей и могут их травмировать.