Есть три вида знаний: «я знаю, что я это знаю», «я знаю, что я этого не знаю» (я, например, точно не знаю, как работает теплообменник на электростанции) и «я не знаю, что я этого не знаю». Настоящее развитие — только в области третьего вида знания, и именно в этой области надо развиваться.
Каким образом? Например, выбирая конференцию, на которую стоит поехать. Конечно, выбирать нужно лучшую. И иногда предпочесть ту, где больше всего непредсказуемости, экзотики. Грубо говоря, поездка в Африку на конференцию местных металлургов обязательно взорвет мозг. Не только то, что говорят выступающие, но и то, как одеты участники и жители страны, как двигаются, как устроен туалет, какая еда, какие запахи. Физиологический опыт важен.
Чем больше продвинут бизнесмен в своей теме, тем меньше нового он узнает на отраслевых конференциях. Такие конференции нужны, но уже не для обучения, а для подтверждения контактов и поддержания взаимоотношений. Потребность в обучении имеет смысл удовлетворять на мероприятиях другого рода.
В феврале 2010 года я участвовал в Global Leadership Conference, которую проводит организация YPO (Young President Organization), объединяющая руководителей предприятий с оборотом бизнеса более $10 млн в год. 2000 участников, самые разные индустрии и непредсказуемый результат.
Я много извлек из этой конференции. Самое яркое событие — двухчасовой разговор участников с Ричардом Брэнсоном. Он не предложил никаких заумных или оригинальных идей. На вопрос про интернет Брэнсон ответил, что слишком стар для этого. Он был абсолютно расслабленным. Я с радостью обнаружил, что в нашем образе жизни много общего. Отдых несколько недель в году, частая работа из дома — чтобы побольше времени проводить с детьми. Понимание, что нельзя постоянно участвовать в бизнесе: он рассказал, что первые полгода тесно работает с руководителем нового проекта, а потом оставляет. Как и я, он хранитель ценностей, никаких других функций в компании не несет. В финансах не очень разбирается, потому что считает с трудом (я считать могу, но принудительно для себя отстраняюсь). Вот только количество ноликов у нас на счетах разное.
Мой урок от Брэнсона: нельзя быть кем-то другим, можно быть только собой и смело реализовывать это в жизни. Брэнсон сказал, что из нескольких сотен его предприятий две трети неуспешны. Неудача не должна останавливать — второй урок. Неудача — часть игры, часть процесса строительства. И третий: что именно получится из каждого проекта — большой вопрос. Никакие прогнозы и расчеты не дают точной картины. Просто нет другого пути, как строить, делать ошибки, неудачи и снова строить. Есть еще такая фраза: лучше учиться на провалах, чем провалиться в обучении.
Еще среди спикеров был один из инвесторов Twitter, бывший менеджер Google. Много рассказывал и показывал о ранних днях Google, о том, как Сергей Брин и Ларри Пейдж создавали компанию. У них не было тогда ничего, даже компьютеры брали университетские. Оба — выходцы из небогатых семей. Они в общем-то и бизнес не собирались создавать.
Каждую неделю ребята устраивали общее собрание, где рассказывали команде про пять вещей, которые они на этой неделе сделали, и про пять вещей, которые собираются сделать на следующей. Обо всем, и о финансовых вопросах в том числе. Я решил внедрить принцип «5/5» в компании. Пока пробую с ближайшими коллегами — работает отлично. Здорово быть в курсе самого важного у окружающих. Можно помогать и получать помощь. Вообще возможность быть собой, нормальными людьми, почему-то автоматически приводит к успеху. С разными нолями, но к успеху.
Интересно, что в Google сотрудники работают четыре раза в неделю, а пятый — вольны посвятить любому проекту. У нас в компании сейчас четырехдневная неделя, так что сотрудники пятницу посвящают чему хотят. Мера была кризисная, но понравилась большинству. Приятно хоть что-то общее иметь с такой компанией.
А еще я узнал, что ни один проект, у которого был четко написанный бизнес-план, в Google не выстрелил. А выстреливали, наоборот, те, что родились из какой-то непонятной затеи. Так что если бы Ларри и Сергей заморачивались написанием бизнес-планов, не было бы никакого Google. Когда строишь что-то совершенно новое, фундаментальный бизнес-план не нужен — энергию, которая уходит на его написание, лучше вкладывать в строительство бизнеса. Надо не считать, а действовать. Я теперь всем постоянно повторяю фразу из выступления: «Десять лет назад Google, которая изменила мир, не существовало». Особенно когда заходит речь о «занятых» нишах. А значит, каждый из нас — существует такая вероятность — может создать компанию, которая будет иметь капитализацию $200 млрд. Так что не надо ныть, что все ниши заняты. Создавайте новую.
Автор — основатель и генеральный директор медиакомпании Gameland