Мне довелось трижды общаться с одним известным бизнесменом из «Золотой сотни Forbes» на разных этапах его карьеры. По мере того как этот человек становился богаче, менялись объяснения того, что он делает. В конце концов он придумал красивую и логичную концепцию, которой будто бы руководствовался с самого начала, когда был лишь одним из десятков тысяч мелких московских предпринимателей. Концепция понадобилась ему, пожалуй, для самооправдания: чтобы идейно увязать разные бизнесы, которыми он занимался и занимается. На самом деле он всякий раз просто использовал те возможности, что появлялись перед ним и казались интересными.
Любой успешный бизнес или карьера — это, по сути, использование благоприятных возможностей. Или, как говорит директор фирмы «1С» Борис Нуралиев, «тетрис-менеджмент». «Появляется некая новая штуковина, — проводит он аналогию с игрой, в которой последовательность движения и формы фигурок неожиданны для игрока, — и ты думаешь, куда и как ее пристроить, чтобы все ладно получилось». Я уже рассказывал, как была придумана «1С: Бухгалтерия». Оригинальная разработка, наличие сбытовых связей, спроса на рынке — все это в голове Нуралиева сложилось в идею доработать программу брата (Сергей Нуралиев написал бухгалтерскую программу для собственного использования), упаковать ее и продавать. А вот как «1С» стала крупнейшим издателем и продавцом игровых и мультимедийных продуктов. У компании были свои специалисты по компьютерным «игрушкам», но они не поспевали за рынком. Упускать потенциальную прибыль Нуралиеву было жалко, и он предложил другим разработчикам: у вас есть мозги, у меня — ресурсы и отлаженный сбыт, давайте дружить. Сейчас с «1С» сотрудничают несколько десятков независимых разработчиков.
Появление возможностей — далеко не всегда внезапный дар судьбы. Возможности следует присматривать, «выращивать» из тех, что уже имеются, «нанизывать» одну на другую. Мне запомнился нехитрый совет бывшего менеджера, ныне предпринимателя-консультанта, напечатанный в Harvard Business Review: «Когда один источник возможностей иссякает, начинайте искать другой». Но и здесь случай играет немаловажную роль.
Олег Тиньков однажды нашел бизнес-идею… в сауне, где познакомился с греческим коммерсантом, продававшим оборудование для выпуска пельменей. Было это в 1997 году. Тиньков торговал в Петербурге бытовой электроникой, аудио и видеопродукцией, открыл свой первый ресторан и подумывал, чем заняться еще (электроника уже не приносила того дохода, что раньше). Разговорившись с греком, он «запал» на прибыль, которую могут приносить пельмени при правильной постановке сбыта. Предприниматель продал свои магазины и купил у грека производственную линию. Так на свет появилась марка пельменей «Дарья». Несколько лет спустя Тиньков продал ее компании Романа Абрамовича и вложил выручку в строительство пивного завода.
Сам путь поиска и использования возможностей, или то, что называется карьерой, почти всегда начинается со случайного шага. Основатель розничной сети «Связной» Максим Ноготков решил торговать телефонами, когда увидел на оптовом рынке аппарат с определителем номера по цене вдвое меньшей, чем в газетном объявлении. Купил партию, перепродал — так все и завертелось. «А мог бы, наверное, в тот момент и пуховиками заняться», — вспоминает он. Вадим Дымов, владелец нескольких колбасных заводов и сети магазинов «Республика», вообще не думал о своем бизнесе. Он окончил военный вуз, но от карьеры офицера отказался. Учился на юриста — и работа в суде его тоже не прельстила. В коммерцию Вадима позвал приятель, продававший импортное мясо комбинату во Владивостоке (Дымов родом с Дальнего Востока). «Помню, сидим мы на краю бассейна, болтаем ногами в воде, и Саша вдруг говорит: давай начнем сами делать колбасу», — рассказывал мне Вадим. Из этого «вдруг» в итоге получилось крупное производство.
Зацепившись за что-то, подвернувшееся под руку, можно раскрутить колесо фортуны, которое будет двигать вас вперед (как долго и до каких пределов, никому знать не дано). У Тинькова, например, все начиналось с нескольких сумок косметики, которые он привозил из Питера, где учился, в родной Ленинск-Кузнецкий.
«Возможностей вокруг всегда много, — объяснял миллионер, с которого я начал свой рассказ. — Нужно лишь сделать правильный выбор». Но вот вопрос: как? Чему больше доверять — рациональной или интуитивной оценке? Ощущению, что «вот этим» грех не воспользоваться, или же пониманию, что тебе по плечу? Рациональный выбор не исключает рискованных ставок, так же как интуитивный — последующего расчета. Над проблемой оценки возможностей мы и подумаем в следующей колонке.
Автор — редактор журнала Forbes