«Дальше других уходит тот, кто не знает точно, куда идет». Так сказал в XVII веке Оливер Кромвель. Он был фермером, а стал лордом-протектором — единовластным правителем Великобритании. Правда, после восстановления монархии его тело достали из могилы и четвертовали, но это уже издержки посмертной славы.
Вот более оптимистичная и современная история на тему успеха. Гендиректор и председатель совета директоров Procter & Gamble Алан Лэфли, управлявший этой богатейшей корпорацией почти 10 лет, в юности хотел стать историком — специалистом по эпохе Возрождения. Но, бросив университет, завербовался в военные моряки, а по окончании службы занялся бизнесом — открыл магазинчик близ базы ВМФ США в Японии. Особых перспектив у этого бизнеса не было, и в 1977 году Алан вернулся на родину. В Procter & Gamble он попал буквально по объявлению, согласившись на должность ассистента бренд-менеджера одной из второстепенных торговых марок. Стать гендиректором Лэфли не мечтал — просто делал карьеру так, как получается.
В каком-то руководстве по технологии карьеры я прочитал, будто бы, согласно опросам выпускников бизнес-школ, наибольших успехов добиваются те, кто еще на студенческой скамье распланировал свое будущее. Так ли это? В 2005 году топ-менеджер Microsoft Питер Хан написал книгу Nobodies to Somebodies (в русском переводе — «100 блестящих карьер»). Решив выяснить, что стоит за большими достижениями, он пообщался с сотней американцев — руководителями крупных компаний, государственными деятелями, звездами культуры и спорта, нобелевскими лауреатами, лидерами некоммерческих организаций. И обнаружил, что никто из них не планировал свой успех. Все эти люди «начинали с того, что делали шаг за шагом, не заглядывая далеко в будущее». Почему же они добились успеха? Они понимали, что им интересно в жизни, были терпеливы, не боялись изменений и умели действовать решительно, когда появляется благоприятный шанс.
«Не было изначально у меня никаких планов», — уверял в одном из своих давних интервью Евгений Чичваркин, создатель компании «Евросеть». За первые три года ее существования Чичваркин и его партнер Тимур Артемьев открыли всего 11 точек в Москве. «Все шло само собой, и только через какое-то время появилось осознание того, в какую сторону надо двигаться», — вспоминал Евгений. Желание двигаться и развиваться привело к тому, что на момент продажи бизнеса в сентябре 2008 года у «Евросети» было свыше 5000 салонов по всей России и в сопредельных странах.
Борис Нуралиев, директор фирмы «1С», вовсе не собирался стать российским Биллом Гейтсом. Это сейчас он в шутку говорит: «Мой конкурент — богатейший человек планеты». В начале 1990-х Нуралиев успешно торговал импортным «софтом» — электронными таблицами Lotus. За финансовый учет у него отвечал брат Сергей, ради удобства работы разработавший для себя бухгалтерскую программу. С нее-то все и началось. Сегодня финансовый и управленческий «софт» от «1С» использует больше миллиона компаний и организаций.
Получается, строить стратегические планы бессмысленно? Совладельцы компании APR-City Максим Ткачев и Сергей Железняк в 1996 году поставили цель: за пять лет войти в число крупнейших операторов наружной рекламы в России. К 2001 году у них было 8500 конструкций, и компанию с охотой купила News Corporation Руперта Мердока. «Модель будущего сначала создается в уме, — рассуждал на страницах журнала «Секрет фирмы» Максим Ткачев, возглавивший созданную после сделки News Outdoor Group. — Главное, не бояться ставить амбициозные цели». Это слова человека, у которого все получилось. Он связывает успех с тем планом, что был у него в начале. Но если бы результат был иной? Тогда, наверное, речь шла бы о том, что партнеры переоценили свои силы, недооценили трудности и т. п. Психологи давно заметили, что люди любят искать объяснение своим поступкам задним числом, исходя из достигнутого. История APR-City, к слову, началась не с большой цели, а с того, что от APR Group отпочковался отдел наружной рекламы, — просто Ткачев и Железняк захотели уйти в свободное плавание.
Удача — вот что позволяет зайти далеко, поставили вы перед собой большую цель или нет. Знаете, какой старый анекдот любил рассказывать Лев Хасис, глава X5 Retail Group, которого никак нельзя упрекнуть в отсутствии настойчивости и уверенности в себе? Про американского миллиардера, вспоминающего, как он разбогател: сначала купил 10 апельсинов, очистил их, разделил на дольки и с выгодой их распродал. На выручку купил 20 апельсинов, затем 50 — дело пошло! А потом у него умерла бабушка и оставила внуку в наследство пять миллионов.
«В бизнесе везение значит очень многое, — уверен основатель крупнейшей в России компьютерной корпорации IBS Анатолий Карачинский. — Может, это даже половина успеха». О везении мы и поговорим в следующий раз.
Автор — редактор Forbes