Одно дело создать работающий бизнес с помощью богатых родственников, и совсем другое — построить все с нуля, привлекая лишь профессиональных инвесторов. И все же у многих это получается. Я изучил истории 28 предпринимателей, построивших с нуля бизнес с выручкой более $100 млн. Среди них владельцы крупнейшей в мире компании по производству медицинского оборудования, крупнейшего в мире дистрибьютора электроники и второго в мире производителя крепежа. Результаты исследования были опубликованы в моей книге «Рвитесь к миллиарду».
У бизнесменов, с которыми я разговаривал, есть множество советов начинающим. Их мудрость сводится к пяти вопросам, которые каждый предприниматель должен задавать себе как можно чаще:
— В чем мое уникальное преимущество?
— Как удовлетворить потребителя с минимальными затратами?
— Где найти деньги, чтобы создать бизнес и сохранить его?
— Как построить эффективную организацию?
— Как превзойти конкурентов?
Остановлюсь на третьем пункте — финансах.
Дешевый старт
Только шесть из 28 предпринимателей, с которыми я беседовал, привлекли капитал у профессиональных инвесторов. Остальные искали недорогие и эффективные стратегии, которые позволяли удовлетворить клиентов и расширить бизнес без больших затрат. Волшебной формулы для этого нет. Один из предпринимателей, Доэл Роннинг, снял $40 000 с кредитной карты, чтобы запустить компанию Tech Squared, поставщика комплектующих для компьютеров. Он арендовал офис по соседству со складом основного поставщика — так он мог доставлять утренние заказы в течение дня, существенно сэкономив на логистике. Чтобы установить хорошие отношения с поставщиками, он платил им на день раньше, чем должен был это делать по договору (на 29-й день). В 1999 году выручка Tech Squared достигала $50 млн. Впоследствии Роннинг основал технологическую компанию Digital River, капитализация которой уже превысила $1 млрд.
Считайте наличность до последнего цента
Каждый предприниматель, с которым я беседовал, настаивал на этом пункте. Причина в том, что чем меньше денег приходится занимать, тем легче ими распоряжаться. Род Бурвел, основатель компании Xerxes Group (крупнейшего подземного нефтехранилища в США), выучил этот урок на «отлично». Он просил клиентов вносить депозит заранее и увеличивать его размер по мере выполнения контракта. У него была открыта кредитная линия в банке, но он почти не пользовался ей.
Вкладывайся по-крупному, лишь когда дело того стоит
У предпринимателей репутация сорвиголов, но это миф. Все 28 персонажей моей книги указывали, как важно перепроверять свои идеи, прежде чем подписывать чек. Их мантра: «Ошибайся редко, выигрывай часто». Марк Кнудсон, основатель четырех медицинских компаний, говорит еще яснее: «Экспериментировать можно только тогда, когда на счете еще остались деньги».
Убедись, что цена верна
Цена, вероятно, самый мощный рычаг в любом бизнесе. Но сбивать цену в надежде захватить рынок — не решение проблемы. Если вы вынуждены соревноваться в цене, подумайте над стратегией Глена Тэйлора, разбогатевшего на печати свадебных приглашений. Он установил стандартные цены, но добавил некоторые опции (например, возможность выбрать цвет бумаги). Умная ценовая политика требует полного понимания своего сегмента рынка: Тэйлор посещал свадебные ярмарки в Нью-Йорке, чтобы понять, какие оттенки будут популярны в следующем сезоне, а потом уже заказывал у своих поставщиков бумагу нужного цвета.
Если бы существовал алгоритм достижения успеха, мы все уже были бы богачами. Но общаясь с теми, кто победил в конкурентной борьбе, и изучая их методы, вы увеличиваете свои шансы. И помните главное: берегите наличные.