Он оценил потенциал рынка шеринга (от англ. слова sharing — «делиться») самокатов, когда это еще не было мейнстримом, в 2015 году. Тогда Василий искал возможности для развития своей идеи и выбрал для себя участие в акселераторе.
Сейчас «Самокат шеринг» — резидент «Сколково», в него инвестировали международные фонды. Два года назад компания провела пилотный запуск системы шеринга самокатов в кампусе университета Эспоо (Финляндия), а в конце 2018 года выиграла конкурс Управления транспорта города Хельсинки на размещение своих 50 станций проката.
В планах — выход и на другие европейские рынки, в частности французский, а также распространение франшизы в остальных городах России. По словам основателя, «Самокат шеринг» — единственная в мире компания, разрабатывающая полностью автоматические зарядные станции для микротранспорта.
По словам Быкова, когда команда «Самокат шеринг» только начинала, никто не верил, что автоматизированные прокаты велосипедов или самокатов могут стать привычной частью городского пространства. Поэтому попадание в GenerationS далось нелегко.
Отбор в него состоял из нескольких этапов. Сначала нужно было подать заявку онлайн и пройти тестирование — 500 экспертов просеивали 2500 заявок.
«Вопросы онлайн-анкеты стандартные: надо было рассказать про свою технологию, рынок, себя. Было очень сложно, учитывая, что конкурировали с нами проекты со сложными технологиями, в том числе научные стартапы, заявившие об амбициях вылечить рак. В сравнении с ними шеринг самокатов никто не воспринимал всерьез», — вспоминает Быков. Тем не менее, отбор он прошел.
Выбранным ста командам надо было отточить свой финальный питч, чтобы попасть дальше в очный этап акселератора. На это участникам давалась неделя. По итогам презентации 10 команд, включая «Самокат шеринг», попали непосредственно в акселератор РВК.
Какие возможности дает акселератор и как использовать их по максимуму? Василий Быков поделился советами из личного опыта.
Правильный выбор
GenerationS был выбран командой «Самокат шеринг» неслучайно: это крупнейший и главный акселератор страны, говорит Быков. Проект может подать заявку на различных стадиях создания продукта — от идеи до готового прототипа, все зависит от выбранного корпоративного партнера.
Реалистично подойти к выбору акселератора — одна из важнейших задач для начинающего предпринимателя. Сейчас работает много разных акселераторов, их программы заточены под определенные нужды стартапов — выход на новый рынок, помощь с реализацией идеи, обучение продажам. Поэтому на разной стадии развития проекта стартапу могут понадобиться и разные варианты акселерации.
Важно понимать, что корпоративный акселератор не гарантирует прямых инвестиций, напоминает Быков: «Стартапы традиционно шли в акселераторы за деньгами. Тогда как раньше для большого бизнеса акселераторы были в большей степени одним из маркетинговых инструментов, чтобы показать свою инновационность. Поэтому деньги на них выделял маркетинг, а не R&D. Но сейчас рынок изменился. Сегодня корпорации открыто говорят, что зачастую не готовы давать реальные деньги, но готовы обсудить возможные заказы и обменяться опытом».
Есть ли стартапы, которым не стоит участвовать в акселераторах? Тут противопоказаний нет, считает основатель «Самокат шеринг»: «Скорее, я бы назвал ошибкой вообще нигде не участвовать. Обязательно нужно участвовать тем, у кого есть хорошая идея, но нет денег на ее реализацию. Акселератор — это про то, как отточить свою идею за максимально сжатый срок с возможностью найти реальных партнеров и даже инвестиции. Это намного более выигрышный вариант, чем ходить по рынку, где частный инвестор заберет у тебя большую долю за маленькие деньги».
Приобрести навыки командной работы
Очная часть программы GenerationS состояла из множества встреч с потенциальными партнерами, инвесторами. Но основную работу должны были делать сами стартапы, тесно работая внутри команды. «Именно в акселераторе мы впервые начали работать вместе с командой, — говорит он. — Это место, где совместная работа начинает бурлить: основатель погружает команду в свою идею, и она серьезнее начинает влиять на проект. На протяжении 1,5 месяцев мы так все вчетвером и варились».
При этом отдаться этому процессу надо полностью. «Нельзя в акселератор приходить на час и совмещать его, например, с постоянной работой. Акселератор — это и есть твоя постоянная работа. Нельзя просто прослушать записи или спросить у друзей, а что там было. Это то место, где надо быть 100% времени, как будто от этого зависит твоя жизнь», — уверен он.
Выстроить сильную команду надо еще и для того, чтобы избежать последующих рисков. Так, в корпоративных акселераторах один из «подводных камней» — утечка кадров. «Если стартап не силен с точки зрения команды, есть риск потери ключевых сотрудников», — объясняет предприниматель.
Понять, имеет ли твоя идея право на жизнь
По словам Быкова, для стартапов акселераторы — это отличная возможность протестировать свою идею. «Если идея крутая, команда сильная, то по итогу акселерации вы доходите до конца и становитесь еще сильнее, — говорит он. — Если нет, ты понимаешь, что тебе нужно что-то другое, и можешь больше не тратить на это время. Можно потратить год, прокручивая стартап в своей голове в уверенности, что это гениальный проект. Люди в России боятся рассказывать о своих идеях, опасаясь, что их украдут. Но пока ты не сформулируешь их вслух, они не превратятся в планы. Акселератор помогает правильно сформулировать свои идеи и рассказать о ней нужным людям».
Кроме того, непосредственная работа с корпорациями позволяет понять востребованность твоей технологии. «Зачастую в акселератор приходит классная команда и рассказывает, как смогла в энное количество раз улучшить эффективность какой-то технологии, — продолжает Быков. — Но, поварившись в отрасли и поговорив с реальными заказчиками этой технологии — корпорациями, они понимают, что она никому не нужна или уже устарела. Только сами компании-клиенты могут рассказать о своей «боли» и тем самым показать, что будет востребовано на рынке и интересно в перспективе».
Поэтому в акселераторе можно не только масштабировать свой бизнес, но и вовремя понять, что ты делаешь не так — и тогда что-то улучшить или, возможно, найти другую нишу.
Научиться разговаривать с серьезными людьми
Сильная сторона корпоративных акселераторов, по мнению основателя «Самокат шеринг», состоит в том, что они позволяют командам реалистично подойти к своему продукту. «Они дают веру командам. Если проект крутой, то идею можно докрутить, и ее кто-то купит или возьмет в пилотное тестирование. Такие разговоры с крупными корпорациями — говорит он. — Опускают стартаперов на землю: даже если никаких партнерств не получается, они все равно учатся участвовать в сложных переговорных процессах».
Получить инвестиции и выйти на новые рынки
По итогу акселерации в GenerationS состоялся демо-день: участники показывают свой готовый продукт, отточенный за 1,5 месяца работы, и питчат его перед потенциальными инвесторами и партнерами. Это позволило «Самокат шеринг» найти первые инвестиции. «Призовое место в GenerationS уже говорило само за себя, поэтому нас сразу заметил Фонд Бортника, который дал нам 2 млн рублей. Участие в крупных акселераторах уже доказывает, что ты чего-то стоишь», — отметил Быков.
РВК организовал компании стартап-миссию по Германии, где команду познакомили со многими корпорациями, в том числе Lidl и Ikea. В итоге «Самокат шеринг» получил €10 000 инвестиций от Deutsche Bahn — оператора железных дорог в Германии в рамках их корпоративного акселератора MinDBox. Впоследствии наличие зарубежного партнера позволило команде стартапа пройти в Нью-Йорке один из самых известных в мире акселераторов в сфере урбанистики URBAN-X и найти новых партнеров за рубежом.
Автор: Ирина Ли