Екатерина Солнцева, «Росатом»: «Экспорт технологий — новый этап российской «цифры»
Для таких утверждений у нас есть несколько серьезных оснований.
- Факт первый. Россия является мировым лидером в атомной энергетике. Это признано всеми странами мира. «Росатом» — единственная компания в мире, обладающая компетенциями во всей технологической цепочке ядерного топливного цикла.
- Факт второй. Два года назад наша страна подверглась беспрецедентному внешнему давлению. В том числе российский рынок покинули известные западные IТ-компании. Когда они уходили, предполагалось, что Россию ожидает коллапс из-за невозможности использовать цифровые решения. Но ничего подобного не произошло. Мы устояли. И тем самым показали всему миру, что способны работать без поддержки со стороны западных IТ-монополистов.
- Факт третий. Мы сделали рывок в перспективных цифровых технологиях. И в первую очередь — в квантовых вычислениях. Несколько лет назад, когда в стране была принята дорожная карта развития квантовых вычислений, мы отставали очень сильно. Не попадали даже в десятку ключевых стран, развивающих эти технологии. А сейчас — уверенно находимся в числе лидеров. Так, наряду с США и Китаем мы входим в число трех стран-лидеров, которые обладают действующими решениями на всех четырех технологических платформах, выступающих основой для построения квантового компьютера: на атомах, ионах, фотонах и сверхпроводниках. Кроме того, только в шести странах мира, включая Россию, созданы квантовые компьютеры мощностью более 50 кубит. Таким образом, за короткий срок Россия совершила мощный прорыв в области квантовых вычислений.
Добавим к списку растущую потребность в электроэнергии для обеспечения цифровых технологий (включая дата-центры и системы генеративного ИИ). Необходимо также учитывать глобальный запрос на следующее поколение энергоэффективных вычислительных систем, основанных на новых физических принципах и требующих существенно меньших объемов электроэнергии.
Собрав картину воедино, можно констатировать: Россия имеет очень сильные позиции на следующем витке развития мирового рынка «цифры». У нас есть атомная энергетика, способная питать масштабную цифровую инфраструктуру. С этой точки зрения проекты «Росатома» по сооружению АЭС за рубежом могут выступить крепким базисом. У нас есть собственные независимые цифровые технологии и опыт замещения решений «выбывших» IТ-гигантов. Наконец, мы обладаем передовыми разработками в сфере квантовых вычислений и других энергоэффективных технологий будущего.
Вывод очевиден. Россия сегодня готова стать поставщиком технологического суверенитета в цифровой сфере для многих стран мира.
Страны, которым недоступны те или иные технологии, стоят перед лицом необходимости разработки собственных, суверенных решений. А для этого лучше всего объединиться. И мы уже видим интерес со стороны наших партнеров. Так, в рамках недавнего Цифрового форума БРИКС мы обсуждали с целым рядом стран взаимодействие в квантовой сфере и отметили их высокую заинтересованность в сотрудничестве с Россией по этому направлению.
«России пора всерьез выходить на международный цифровой рынок»
Еще один фактор, который обязательно необходимо учитывать при формировании российской международной цифровой повестки, — это подготовка кадров. Дефицит востребованных специалистов нарастает во всем мире. Нам требуется новая система образования, сформировать которую можно в рамках объединения усилий стран-партнеров. Образование нового типа, востребованное в меняющемся мире, должно стать междисциплинарным. И с точки зрения широты спектра предметов, по которым будут обучаться студенты, и с точки зрения международного научного обмена идеями, опытом.
В науке очень важно, чтобы люди знали друг друга лично, чтобы сотрудничество исследователей и команд начиналось буквально со студенческой скамьи. И такая работа уже идет. На Цифровом форуме БРИКС мы выступили с инициативой создания Университета будущих технологий БРИКС и получили широкую поддержку: участники саммита особо отметили эту инициативу «Росатома» в итоговой декларации.
Важно также учитывать, что большинство научных и технологических прорывов осуществляется сегодня в междисциплинарной сфере. И это объясняет все чаще звучащую критику в адрес Нобелевской премии: оказавшись в тисках традиции, связанной с обязательным присвоением премии по дисциплинам, она становится все менее консистентной по отношению к реальным тенденциям научного развития, которое осуществляется сегодня «на стыках».
Но жизнь не стоит на месте. Появляются новые премии, более созвучные современности. Так, в 2023 году стартовала российская премия в области будущих технологий «ВЫЗОВ», которая теперь стала международной. Это яркий ответ на глобальную потребность в признании мировых научных достижений. В том числе — достижений в цифровой области.
В марте 2024 года Россия вступила в очередной шестилетний политический цикл, одна из важнейших задач которого — расширение глобального сотрудничества. В соответствии с президентским Указом о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года вопросы развития международной кооперации и экспорта выделены в отдельный национальный проект, реализация которого начнется в следующем году.
В области информационных технологий благодаря скоординированной работе государства, промышленности и IТ-отрасли у нас уже сформирован уникальный опыт перехода на независимые цифровые решения и продукты. Примером может служить отечественное промышленное ПО, которое развивается в рамках индустриальных центров компетенций, созданных по поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. Все это открывает возможность для перехода отечественной цифровой индустрии на следующий виток развития, фокусом которого должен стать экспорт цифрового технологического суверенитета.
России пора всерьез выходить на международный цифровой рынок благодаря объединению широкого круга отечественных разработчиков. «Росатом» уже ведет работу в этом направлении и рассчитывает на расширение партнерства с российским IТ-рынком. У нас уже немало качественных решений, продуктов. И мы способны предоставить дружественным странам комплексное предложение по обеспечению технологического суверенитета в области «цифры» — подобно тому, как «Росатом» работает в области обеспечения энергетического суверенитета при сооружении атомных станций за рубежом.
*По материалам выступления на форуме «Цифровые международные отношения», МГИМО МИД России.
Официальные аккаунты «Цифровой Росатом»