Юлия Безменова: «От приумножения капитала к концепции «семейного банка»
— В период трансформации экономики актуальны как замещающие финансовые решения, так и новые партнерства. Какие из них стали ключевыми для ВТБ?
— В процессе дедолларизации доля недружественных валют в сберегательном портфеле банка стала снижаться. Параллельно начал расти интерес клиентов к юаню. Замещение валютных инструментов было обусловлено как стремлением состоятельных клиентов диверсифицировать активы, перекладываясь в альтернативу рублю, так и появлением на рынке сберегательных продуктов в юанях с хорошей доходностью. Пример — вклад ВТБ со ставкой 8% годовых.
Мы ожидаем, что по итогам года портфель пассивов в юанях может занять около трети рынка валютных сбережений — объемом 80 млрд юаней. В ВТБ доля юаня в валютных сбережениях с начала года увеличилась с 25% до 31%, а чистый приток в китайской валюте составил 2 млрд юаней. Портфель юаневых пассивов в нашем банке уже превысил 15 млрд.
В части нефинансовых сервисов, после ухода VISA и Mastercard с российского рынка, была потеряна возможность использовать привилегии клубных программ международных платежных систем (в том числе сервис Priority Pass). В ответ мы оперативно нашли альтернативное решение и совместно с платежной системой НСПК «Мир» запустили сервис Mir Pass, что позволило первыми на рынке возобновить для наших клиентов доступ в бизнес-залы. При этом упростили клиентский путь: если раньше на входе нужно было предъявить карточку сервиса, сейчас достаточно показать QR-код из приложения. В августе этого года в пилотном режиме появилась возможность прохода по биометрии.
С начала года состоятельные клиенты банка совершили более 600 000 проходов в бизнес-залы, что на 53% больше, чем за аналогичный период 2023 года. География присутствия Mir Pass постоянно расширяется, самыми посещаемыми являются аэропорты Антальи, Дубая, Зварноца, Стамбула и Пхукета.
— Сервисы для путешествий так востребованы?
— Да. Как страховые продукты, так и услуги, повышающие комфорт перелетов. Недавно для состоятельных клиентов мы запустили масштабный проект — кобрендинговую карту «ВТБ-Аэрофлот». За все покупки по карте начисляются мили программы «Аэрофлот Бонус»: 3 мили за каждые потраченные 90 рублей по карте «Привилегия» и 4 мили за каждые 100 рублей по карте Private Banking. Мы рассчитываем, что уже до конца 2026 года клиентам будет начислено более 5,5 млрд миль.
Это, конечно, далеко не полный перечень продуктов и услуг для наших клиентов и членов их семей.
— Для вас семейный банкинг — норма или новаторство?
— Традиционно в Private Banking мы предлагали услуги, направленные на обеспечение финансовых интересов всех поколений семьи: от стратегий преемственности, фондов, позволяющих наследовать капитал, образовательных программ по вовлечению наследников в управление семейным бизнесом, правового сопровождения всех активов семьи до lifestyle management. Это базовый принцип нашего обслуживания в Family Office.
Однако сейчас фокус всего нашего бизнеса направлен на создание продуктов и услуг, объединяющих семью, делающих обслуживание миллионов клиентов более выгодным. Наши клиенты могут делиться преференциями по повышенному кешбэку со своими близкими, а также совместно получать преимущества партнерской программы (Черешневые карты Bosco, ресторанные программы и т. д.). Это системное изменение подхода: мы эволюционируем от решений для сохранения и приумножения капитала к концепции полноценного «семейного банка».