Внутренние коллаборации: как Альфа-Диск помогает коммуникациям в бизнесе
Как придумали Альфа-Диск
Во время пандемии коронавируса в 2020 году Альфа-Банк столкнулся с новым вызовом — нужно было максимально упростить корпоративные коммуникации и объединить разрозненные HR-процессы, чтобы облегчить жизнь сотрудникам на удаленке. Так появился сервис Alfa People, объединивший в себе 200 процессов и 23 программы.
Особенностью Alfa People стало то, что пользоваться внутренним приложением банка смогли не только действующие сотрудники, но и кандидаты на вакансии. Они могли пройти в нем все этапы приема на работу, но главное — собрать и хранить все документы в одном месте. Защищенный канал обмена данными избавил от необходимости хранить конфиденциальную информацию на ненадежных сторонних сервисах или в облаке. Простота и безопасность решения натолкнули команду HR на мысль, что эта функция может быть полезна и другим департаментам банка.
Как Альфа-Диск стал сервисом для бизнеса
С этой идеей сотрудники команды HR пришли к коллегам из блока «Малый и Микробизнес» (ММБ), клиенты которого чаще других нуждаются в безопасном документообороте. «Мы подумали, что наш продукт для кандидатов можно переиспользовать в качестве дополнительного сервиса. Документы, которыми обмениваются юридические лица, содержат конфиденциальную информацию, например, суммы договоров. Наше главное преимущество заключается в том, что это не облачное решение, а закрытый технологический контур», — рассказывает Елена Гаврина, менеджер клиентского опыта в Альфа-Банке.
Сформулировав гипотезу и проанализировав конкурентные решения, команда HR при поддержке ММБ создала лендинг для тестирования. Страницу сделали доступной клиентам, у которых более 10 контрагентов, — это 7700 юридических лиц. Альфа-Диск, как сразу назвали тогда еще тестовое решение, понравился пользователям: 420 клиентов ознакомились с информацией о сервисе, 45% из них протестировали его. В конечном итоге команда получила 110 контактов, заинтересованных в раннем доступе к Альфа-Диску. «Наша команда в банке делает по сути небанковские продукты. У нас есть большой опыт разработки новых сервисов — мы постоянно изучаем потребности предпринимателей и то, каким образом они их закрывают. Именно здесь мы находим для себя новые идеи, которые потом становятся решениями задач клиентов», — комментирует Тимур Измайлов, руководитель управления развития нефинансовых продуктов и сервисов Альфа-Банка.
Процесс от гипотезы и до реализации сервиса занял не больше полугода. В итоге данные, хранящиеся на Альфа-Диске, доступны круглосуточно с любого устройства, а формат файлов может быть каким угодно. Документы хранятся на серверах Альфа-Банка, клиентам доступно 200 МБ хранилища, и доступ к ним можно получить только по паролю. Все данные проходят проверку антивирусом, чтобы пользователь случайно не загрузил зараженные файлы.
Как коллаборации развивают бизнес
Сейчас Альфа-Диск — часть приложения Альфа-Бизнес Онлайн, интернет-банка для юридических лиц. Сервис входит в подписку Альфа-Безопасность стоимостью 540 рублей в месяц для предпринимателей. Помимо Альфа-Диска, в подписку входят: проверка контрагентов и сотрудников, уведомления о штрафах и проверках надзорных органов, защита бренда и помощь юриста. С момента включения нового микросервиса в Альфа-Безопасность общее число подписчиков выросло более чем на 20% — сейчас ею пользуются более 100 000 предпринимателей. Это стало возможным благодаря взаимодействию между отделами банка.
Один и тот же продукт или сервис может закрывать потребности разных категорий клиентов и приносить дополнительную прибыль с минимальным вложением ресурсов. Создание Альфа-Диска не единственный пример взаимодействия команд HR и ММБ. Например, запущенный в конце 2021 года сервис проверки и оценки благонадежности сотрудников отдела ММБ заинтересовал команду HR и стал важным элементом ее внутреннего сервиса Alfa People.
Сейчас в работе находится еще один совместный пилотный проект — HR-платформа для подбора персонала, ориентированная на клиентов блока «Малый и Микробизнес». Идея подобного сервиса родилась из гипотезы, что в данный момент все компании испытывают сложности с поиском сотрудников из-за демографического кризиса и рекордно низкого уровня безработицы, которая, по данным Росстата, составляет 2,8%. Команды HR и ММБ хотят протестировать, насколько полезным и востребованным может быть сервис, а также узнать, какие функции и возможности поиска могут потребоваться пользователям.