Наладить диалог бизнеса и образования бывает нелегко. Несмотря на то что российские компании все больше интегрируются во все уровни системы обучения, работодатели жалуются на недостаточную квалификацию кандидатов либо вовсе на отсутствие нужных специалистов. Дополнительные сложности создает тотальный кадровый дефицит. Своего рода фасилитатором в коммуникации может стать город, знающий потребности и возможности обеих сторон. На форуме, например, подробно рассматривался кейс Обнинска.
В первом наукограде России, как и в целом по стране, существует серьезная нехватка кадров, в том числе инженерно-технических. Предприятия региона расширяются, формируются новые производственные кластеры, внедряются современные технологии — и везде нужны грамотные специалисты. Администрация города приняла вызов, создала и реализует систему подготовки кадров, в которую включили детские сады, школы, вузы и предприятия. Долгосрочная стратегия заключается в том, чтобы возродить интерес и увлечь детей физикой и математикой, популяризовать профессию инженера, сформировать спрос на технические специальности, показать все возможные карьерные траектории. Эффект, разумеется, будет виден не сразу. «Сегодня мы начинаем делать то, что сработает через пять-шесть лет, когда ребята, во-первых, поступят в вуз, а потом еще через пять-шесть лет, когда они выпускниками придут на предприятия», — рассказывает Татьяна Леонова, глава Администрации города Обнинска. Она отмечает, что в городе уже растет количество одиннадцатиклассников, которые сдают ЕГЭ по физике, математике, информатике и биологии. В сфере высшего образования акцент делается на практико-ориентированное обучение, отвечающее реальным запросам бизнеса. При этом программы практик и стажировок вузы и компании выстраивают совместно. По словам Татьяны Леоновой, в городе все предприятия включены в разработку учебных программ и планов, представители местных компаний читают лекции и проводят семинары. Нет ни одного направления подготовки, которое было бы только теоретическим и оторванным от жизни.
Летом 2023 года было объявлено, что в Обнинске при поддержке госкорпорации «Росатом», Минобрнауки России и властей Калужской области создадут Международный научно-образовательный центр атомных и смежных технологий — «Обнинск Тех». Проект нацелен на подготовку специалистов атомной и других высокотехнологичных отраслей. Учиться здесь смогут студенты и специалисты не только из России, но и из-за рубежа. В «Обнинск Техе» создадут центр карьеры, который будет заниматься выстраиванием траекторий профессионального развития обучающихся и трудоустройством выпускников. «В Обнинске будет готовиться мировая инженерная элита. Мы хотим, чтобы в Обнинск приезжали те, кто хочет получить самое лучшее инженерное образование в направлении не только ядерной энергетики, но и смежных технологий. Обнинск становится хабом образования», — заявляет Татьяна Леонова. Для реализации столь амбициозного проекта на базе существующего филиала НИЯУ МИФИ предстоит создать необходимую инфраструктуру: от современного кампуса и различных лабораторий до выставочных пространств.
Образцом эффективного взаимодействия работодателя и образования является госкорпорация «Росатом». Опыт компании показывает: для того, чтобы студенты пришли в технический вуз, а потом и в корпорацию, начинать выстраивать отношения с ними необходимо почти с младенчества. Знакомство с брендом должно состояться в детском саду, а продолжаться в школах, колледжах и вузах. «В идеальной картине мира молодые сотрудники, которые приходят в «Росатом», давно столкнулись с брендом и понимают, какие требования есть у работодателя», — поясняет Гульнара Биккулова, директор Блока международных инициатив и партнерств Корпоративной академии Росатома.
Образовательная экосистема госкорпорации базируется на нескольких приоритетах: долгосрочное кадровое планирование, качественные, актуальные программы обучения, удержание и вовлечение сотрудников, раскрытие их потенциала и постоянное развитие. В силу специфики отрасли у «Росатома» долгосрочные производственные и инвестиционные горизонты. «Мы сейчас понимаем, какие кадры нам будут нужны в 2030 году», — объясняет Гульнара Биккулова. Подготовкой специалистов для корпорации занимаются 18 опорных (партнерских) вузов во главе с НИЯУ МИФИ. Учебные заведения адаптируют свои программы, чтобы они соответствовали поставленным задачам и давали актуальные знания и востребованные навыки. «Росатом» выступает партнером создания передовых инженерных школ (ПИШ). Также госкорпорация стала партнером государственного проекта «Профессионалитет», задача которого — подготовка квалифицированных специалистов среднего звена.
После того как студенты и выпускники трудоустраиваются в «Росатом», их обучение и развитие не заканчиваются. В корпорации уверены, что учиться необходимо на протяжении всей жизни. Тем более в атомной отрасли, чтобы не терять квалификацию, специалисту нужно учиться не менее 96 часов в год. В «Росатоме» проходят обучение сотрудники всех уровней: рабочие, инженеры и руководители. «Сегодня высокая квалификация определяется не только технической или инженерной подготовкой, которая получается один раз, но и развитием других навыков и компетенций», — делится своим мнением Гульнара Биккулова.
Например, в системе «Росатома» создана корпоративная академия, основной целью которой является раскрытие потенциала сотрудников. Здесь помогают получить лидерские и бизнес-компетенции, развивать управленческие и цифровые навыки. Повышение квалификации по функциональным темам проводится в Технической академии Росатома. Также у корпорации заключено большое количество партнерских соглашений с образовательными организациями. В частности, вместе с Школой управления СКОЛКОВО разрабатываются управленческие программы для подготовки сотрудников.
Группа компаний «Аквариус» также выстраивает долгосрочную систему привлечения талантов. Здесь считают, что социальными благами уже никого удивить нельзя — это норма современной IT-индустрии, а лучшие кадры приходят на бренд работодателя, обращая внимание на корпоративные ценности и репутацию. Работа с потенциальными кадрами начинается в дошкольных учреждениях, чтобы заинтересовать детей сферой IT. «Если мы не создаем программы, которые интересны детям, мы их теряем», — констатирует Виктория Хаба, вице-президент «Аквариуса» по организационному развитию и управлению персоналом. Это долгосрочная стратегия, требующая терпения, ответственного подхода и больших инвестиций.
В «Аквариусе» есть несколько целевых программ по привлечению детей и молодежи в сферу радиоэлектроники. Проводятся экскурсии в офис компании и на завод. В городе Шуя уже функционирует станция юных техников, а в Твери подобная станция скоро откроется. Более того, «Аквариус» разрабатывает собственный конструктор, чтобы с его помощью дети могли изучать радиоэлектронику с ранних лет.
В среднем профессиональном звене образования компания создает лаборатории и обеспечивает классы современным оборудованием. Также «Аквариус» активно сотрудничает с вузами. Для студентов организована система практик и коротких стажировок, во время которых они погружаются в рабочий процесс и выполняют реальные задачи. «Студенты говорят, что им важны не просто деньги, не просто место, не просто позиция. Они хотят работать в компании, в которой могут сделать что-то значимое, чтобы оставить след в истории», — подчеркивает Виктория Хаба.
Озвученные на сессии кейсы демонстрируют, что в тандеме бизнес и образование в силах справиться с задачей подготовки кадров. Однако пока одни компании выстраивают долгосрочные стратегии привлечения и взращивания талантов, другие «тушат пожары» кадрового дефицита, постоянно попадая в капканы «рынка кандидата». В поиске решений они приходят в том числе и в Школу управления СКОЛКОВО. Ее руководитель Александр Ким проводит параллель с визитом к врачу: есть симптом, нужно определить диагноз и назначить лечение. «Мы вместе с бизнесом пытаемся разобраться до конца, в чем причина сложившейся ситуации, найти способ обучения и развития персонала, чтобы таких проблем в будущем не возникало», — объясняет он.
Итог дискуссии подвел ее модератор, генеральный директор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков. На протяжении пяти лет он искал ответ на вопрос, как при составлении рейтингов посмотреть качество взаимодействия вуза с бизнесом, и в ходе сессии пришел к выводу, что «надо добавить еще один критерий — возможность образования сопровождать человека на протяжении всей его жизни: от детского сада и до пенсии включительно».