К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бизнес в цифре: в какие технологии инвестируют компании сегодня

Фото: Артём Сучков
Фото: Артём Сучков
Как трансформировался IT-ландшафт в России в 2023 году? Что ждет отрасль в краткосрочной и долгосрочной перспективе? Как бизнесу определить, в какие технологии необходимо инвестировать срочно? Все эти вопросы обсуждались в конце года на форуме лидеров цифрового развития «Пульс цифровизации», организованном FCongress.
Владимир Воейков
Владимир Воейков
Директор крупного и среднего бизнеса Альфа-Банка

Стартовал форум с закрытого бизнес-завтрака Альфа-Банка PRO CEO, где обсуждали процесс принятия решений управленцами. Владимир Воейков, директор крупного и среднего бизнеса Альфа-Банка, рассказал, что делает банк для облегчения управленческих решений. «Наша цель — стать лучшим цифровым банком для топ-менеджеров. Для этого важно повысить сервис, вовлечь в онлайн-общение лиц, принимающих решения», — говорит Владимир Воейков. Как этого достичь? Предоставить топ-менеджерам аналитическую информацию о том, что происходит в банке, причем сделать это так, чтобы они могли управлять этой информацией. Для кого-то интересна персонализация, для кого-то — информация о продуктах, для кого-то — контроль за бизнес-процессами. В тестовом режиме проект работает в Казани, в Новосибирске, в течение следующего года эта возможность будет доступна всей клиентской базе.

Дискуссия об эффективности применения технологий и о том, как поменялись задачи лидеров, продолжилась на сессии «Из будущего в реальность: падения и взлеты. PRO точки роста отраслей, стратегии лидеров и роль технологий».

Ключевое ядро бизнеса

Сергей Беляков
Сергей Беляков
Управляющий директор Ozon

Сергей Беляков, управляющий директор Ozon:

«Мы развиваемся по модели маркетплейса всего пять лет, поэтому в 2024 году перед нами стоит еще множество задач для того, чтобы обеспечить растущий спрос покупателей. Мы продолжим инвестировать в развитие логистики и IT, обучение предпринимателей, скидки для покупателей. Уверен, это позволит нам сохранять высокие темпы роста.

Драйвером дальнейшего роста онлайн-рынка будет доступность покупок для жителей регионов России. Доля региональных покупателей на Ozon в обороте уже выросла до 60% по итогам первого полугодия 2023 года (+2 пп). Чем ближе товар будет к конечному клиенту, тем выше будет оборот. На сегодняшний день 75% населения России имеют пункт выдачи заказов Ozon в 10-минутной доступности от дома, а площадь наших складских комплексов с начала года увеличилась до 2 млн кв. м.

Кроме того, важной точкой роста станет развитие платежной инфраструктуры, которая улучшает пользовательский опыт, как для покупателей, так и для предпринимателей. Развитие дополнительных сервисов становится важным конкурентным преимуществом онлайн-платформ в борьбе за клиентов и продавцов».

Приоритетное импортозамещение

Наталья Воеводина
Наталья Воеводина
Председатель правления Росбанка

Тема импортозамещения оттягивает на себя ресурсы многих управленцев сегодня. «Как и большинство успешных игроков, мы настроены быстро делать то, что нужно, предугадывая потребности клиента, — отмечает Наталья Воеводина, председатель правления Росбанка. — Поэтому и IT в банке — это не коммодити и не ресурс, а часть бизнеса. Но бизнес-потребности пришлось отодвинуть, поскольку в первую очередь в 2023 году занимались импортозамещением».

Росбанк после выхода Societe Generale из капитала несколько месяцев последовательно отключали от разных IT-систем: системы управления рыночным риском, быстрого управления активами и пассивами и т. д. Локальные решения, к счастью, были.

Но в импортозамещении у всех одни и те же трудности — отсутствие отраслевых решений. С точки зрения прикладных технологий банки достаточно благополучны — люди спокойно продолжают платить карточками, телефоном. Эти решения вендоров независимые и суверенные. А на среднем слое, например с системами управления базами данных, появляются вопросы. Банки привыкли к высокой производительности, хорошей поддержке. А на российском рынке не для всех решений есть аналоги с такими же характеристиками. У нас есть оборудование для решения типовых задач. А со специфическим оборудованием, например, таким как высокопроизводительные системы хранения данных и т. д., ситуация сложнее.

Скорее всего, придется и в 2024 году много говорить и заниматься импортозамещением, отмечает Наталья Воеводина. А хотелось бы обсуждать новые возможности блокчейна, внедрение генеративного ИИ, который может повысить эффективность экспертов, производительность труда в целом, кибербезопасность.

Защитная стратегия

Юрий Максимов
Юрий Максимов
Сооснователь Фонда результативной кибербезопасности «Сайберус» и компании Positive Technologies

По мнению предпринимателя Юрия Максимова, сооснователя Фонда результативной кибербезопасности «Сайберус» и компании Positive Technologies, архитектура текущего построения мира бизнеса не очень защищаема. И она должна измениться. Эксперт приводит в пример «бесчеловечный» блокчейн (нет человеческого фактора, некого подкупить) — капитализация биткойна растет, но никто не может взломать алгоритмы в текущей реализации, чтобы поживиться. А банк или крупную компанию взломать могут, причем за небольшие деньги. Но вопрос, может ли произойти такое изменение архитектуры современного мира — переход от системы с инхаус-программистами к peer-to-peer-шифрованию, распределенным реестрам и пр.?

«Текущие технологии за последние годы лишили суверенитета человека, организации и страны. Перестают работать сервера, софт, программы исчезают из магазинов и т. д. Мир устал от того, как сейчас, и хотел бы иметь другие технологии, — делится Юрий Максимов визионерскими взглядами. — И тут вопрос: нам точно нужно копировать то, что было сделано не нами, с учетом интересов, которых у нас нет, с учетом того, что у нас население в разы меньше, чем в Штатах или Китае? Мне кажется, с учетом пытливого ума российского инженера, настал момент, чтобы посмотреть на возможности более широко. Мы можем начать думать о том, как создавать технологии, которые нам нужны и при этом имеют совсем иную резистентность хакерам. Нам нужно проявить больше смелости».

Технологическая кооперация

Илья Сивцев
Илья Сивцев
Глава «Группы Астра»

Глава «Группы Астра» Илья Сивцев тоже убежден, что просто копирование технологий — путь в никуда. Поскольку отдельные задачи точно требуют мировой кооперации, объединения команд и технологий для решений, нацеленных на глобальный рынок. Эксперт отмечает, что модель технологического сотрудничества для индустрии не нова — опыт Microsoft с Intel, IBM с Red Hat. И в России сейчас партнерство развивается. Программно-аппаратные комплексы — общая работа отечественных производителей «железа» и разработчиков софта.

По мнению генерального директора «Группы Астра», с точки зрения системного инфраструктурного ПО практически во всех ключевых нишах есть качественные отечественные решения. И вместе с заказчиками разработчики осваивают новые возможности.

«Любой крупный потребитель сегодня пересобирает бизнес-процессы и много инвестирует в это. Именно в новых бизнес-процессах, в новых проектах по цифровизации мы и нужны как компания, которая делает экосистему инфраструктурных продуктов — по сути, плацдарм для построения эффективных индустриальных бизнес-приложений, индустриального софта», — говорит Илья Сивцев.

Уровень зрелости

Александр Тарновский
Александр Тарновский
Генеральный директор Страхового Дома ВСК

Страховой Дом ВСК, чья 32-летняя история связана с историей новой России, тоже внедряет экосистемный подход. Как объясняет Александр Тарновский, генеральный директор Страхового Дома ВСК, клиенты — как физические, так и юридические лица — стали более требовательны к страховой услуге, качеству страхового продукта, им нужны дополнительные сервисы.

Вторая предпосылка — определенный уровень зрелости самой компании. За несколько последних лет кардинально поднялась и корпоративная культура, и оргструктура (70 гибких команд, что еще пять лет назад казалось невозможным). Поменялась и IT-архитектура: от множества тяжелых легаси-систем, где уже сложно вспомнить за 25 лет, кто их делал, модернизировал, связывал между собой, перешли к микросервисной.

«Мы создали собственную платформу для разработки. И решили сразу две задачи — создали продукт для себя, который после доработки, возможно, будет востребован на рынке», — говорит Александр Тарновский.

Третьим важным фактором для выбора экосистемного развития стала поддержка государства. «Экосистемный подход решает проблемы, свойственные всему страховому рынку. Он повышает частотность контактов клиента со страховой компанией, помогает увеличивать привлекательность страховых продуктов и в целом способствует росту маржинальности бизнеса», — резюмирует Александр Тарновский.

Забота о клиенте

Александр Торбахов
Александр Торбахов
Генеральный директор компании «Вымпелком»

Генеральный директор компании «Вымпелком» Александр Торбахов, продолжая дискуссию о копировании и экосистемности, отметил, что если есть фантазия, талант и любовь к своему клиенту, то, поглядывая на других, обмениваясь опытом, можно точно сделать лучше. И таких примеров в России много. «Бизнес — это люди. Поэтому мы в «Билайне» считаем, что заниматься нужно своим клиентом. Не импортозамещением, не серверами, не кибербезопасностью, не блокчейнами — это все технологии, способы решения клиентской проблемы», — считает Александр Торбахов. В телекоммуникациях любая клиентская проблема — возможность улучшений.

И приводит конкретный пример. Люди сегодня часто не берут анонимные звонки, пропуская и полезные от курьеров, например. Для решения проблемы «Билайн» запускает продукт «Этикетка»: когда идет звонок, будет появляться лейбл организации. «Это конкретное решение, ответ на конкретную боль клиента. Мы всех призываем: делайте жизнь людей лучше, для этого есть бесконечное количество возможностей», — говорит Александр Торбахов.

По его мнению, возможность сделать собственную экосистему, востребованную клиентами, — иллюзия. «Поэтому мы начали кооперироваться со всеми нашими коллегами, которых иногда называют конкурентами. Мы пошли во все большие банки, в МВД, ЦБ, к кибербезопасникам. И вместе сейчас строим систему онлайн-взаимодействия, которая поможет решить проблемы и спама, и мошенничества. Это можно сделать только в партнерстве. И на высочайших технологиях», — резюмирует он.

Смелость создавать

Елена Тябутова
Елена Тябутова
Генеральный директор «Юнилевер Русь»

Для компании «Юнилевер Русь», у которой в России четыре производственных кластера, в 2022 году остро встал вопрос, как обеспечить непрерывность всех процессов и устойчивость бизнеса. По словам Елены Тябутовой, генерального директора «Юнилевер Русь», быстро стало понятно, что нужно принимать не тактические, а стратегические решения. «И вот здесь слово «импортозамещение» мне категорически не нравится. Мы провели огромную трансформацию бизнеса», — говорит Елена Тябутова. У региональной «дочки» международной компании было около 400 разных систем. Все их заменили сегодня на российские решения либо предусмотрели workaround — временные решения на период турбулентности. В проект вовлеклась вся компания.

Второй шаг — глубже погрузились в тренды FMCG-рынка. «И решили, что хотим сами создавать решения для нашего бизнеса, которые основываются на нашей глубочайшей экспертизе и понимании потребителя. Мы создали свою собственную IT-компанию «Решения для будущего». Если раньше мы говорили, что нужно драйвить решения на базе больших данных, то теперь говорим, что нужно создавать модели, позволяющие лучше понимать потребителя и предсказывающие тренды», — рассказывает Елена Тябутова.

В цифровой стратегии компании предусматривается и повышение продуктивности — уже «доавтоматизировали» производственные линии, что одновременно позволяет управлять рисками нехватки персонала в будущем.

«Мы работаем над тем, чтобы наш текущий бизнес был успешен. Конечно, внутри цифровой трансформации мы хотим видеть новые направления развития и проекты. Я абсолютно уверена, что они появятся», — говорит Елена Тябутова.

В чем не прав Цукерберг
Ольга Орешникова
Ольга Орешникова
Гендиректор FCongress
Владислав Новый
Владислав Новый
Обозреватель канала «Технологии» Forbes

В рамках форума Ольга Орешникова, гендиректор FCongress, и Владислав Новый, обозреватель канала «Технологии» Forbes, провели public talk «PRO будущее». Гостем стал Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу «Яндекса». Вот несколько ярких цитат из его ответов.

Андрей Себрант
Андрей Себрант
Директор по стратегическому маркетингу «Яндекса»

«Я очень не люблю историю, которая произошла со словом «метавселенная», потому что во многом усилиями Цукерберга термин превратился в обновленный шильдик на виртуальной реальности. Концепция метавселенной — глубоко, интенсивно перемешанной среды, где цифра и физический мир неотделимы, взаимопроникают и т. д., — существует, и она очень правильная. Другое дело, что для нее очки и виртуальные миры не всегда нужны. Сервисы, например, «Яндекса» — это что, чисто информационные сервисы? Вы нажали кнопочку в интерфейсе цифрового приложения, и к вам приехало материальное такси. Вы нажали другую кнопочку, через 15 минут в дверь позвонил запыхавшийся курьер и отдал вам еще теплую котлету. Это уже операционные технологии управления материальным миром вокруг. Информационные технологии перемешались с операционными, и в этом суть метавселенной».

«Мир переворачивают не технологии, а продукты. Технологии ИИ давным-давно интенсивно используются, без машинного обучения под капотом уже много лет не происходило бы многое — от фильтрации спама в почте до поисковой выдачи и антифрода в платежах. Но появление генеративного ИИ в прошлом году неслучайно сравнивают с изобретением парового двигателя. Ситуация, когда рядом с пилотом оказался другой, настолько же сильный, профессионально обученный, способный на самостоятельные решения объект или субъект, который называется «искусственный интеллект», изменила мир».

«Работая с большим количеством компаний, я убедился, что основная проблема цифровизации состоит в том, что ее воспринимают исключительно как оцифровку имеющихся бизнес-процессов. А цифровизация вообще про другое: цифра позволяет создать процессы, которые до этого не существовали, гораздо более эффективные. Но все это требует делегирования. А с делегированием катастрофа очень большая. Там, где вы не можете делегировать даже своим коллегам, дождаться, что кто-то рискнет делегировать алгоритмам? — точно нет».

«Интеллектуального решения дилемма вагонетки не имеет, это моральный выбор. А вот насчет создания искусственной морали у нас пока есть проблемы. Никто даже не берется утверждать, что он сейчас строит машину, которая будет обладать искусственной моралью».

«Наш мир уже слишком сильно включает в себя цифровую составляющую. Сейчас прорыв появился на основе больших языковых моделей. Каким будет следующий, мы не знаем. Но мы точно знаем, что он будет».

Фото: Артём Сучков·На фото: участники бизнес-завтрака Альфа-Банка PRO CEO
Фото: Артём Сучков·На фото: участники сессии «Из будущего в реальность: падения и взлеты. PRO точки роста отраслей, стратегии лидеров и роль технологий»
Фото: Артём Сучков·На фото: участники public talk «PRO будущее»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+