Устойчивый интерес: тренды развития ESG-повестки в новых условиях
Зеленая повестка перестала ассоциироваться с чем-то, необходимым лишь для общения с западными стейкхолдерами: покупателями, банками, инвесторами. Большинство крупных компаний и в новых условиях продолжили реализовывать ESG-стратегию, развивая все три ее направления: экологическую, социальную и корпоративную ответственность.
Что меняется и какие новые тренды в реализации ESG-повестки российскими компаниями появились в последние полтора года? Для разбора темы мы воспользовались материалами форума «Устойчивое развитие: сохранить нельзя отменить», организованного FCongress весной 2023 года, где выступали представители компаний-лидеров.
Устойчивый инструмент
Раньше большинство компаний, уделяющих серьезное внимание устойчивому развитию, участвовало в международных ESG-рейтингах и могло объективно оценивать и свой прогресс, и зоны для развития. Один из запросов сейчас — выстраивание системы координат в зависимости от национальных целей. «Мы работаем над тем, чтобы сделать металлургию зеленой. «Металлоинвест» является номером один в мире по поставкам товарного горячебрикетированного железа — сырья для производства зеленой стали. Использование ГБЖ при выплавке стали в электропечах позволяет снизить выбросы парниковых газов в 1,5 раза по сравнению с традиционным процессом (доменная печь — конвертер), — отмечает Юлия Мазанова, заместитель генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям «Металлоинвеста». — Изменения геополитической и экономической конъюнктуры в 2022 году поставили перед российскими компаниями ряд серьезных вопросов и вызовов, в том числе определение места повестки устойчивого развития в текущей деятельности и долгосрочных стратегиях. Поэтому вопросы устойчивого развития сегодня приобретают новую актуальность».
Модератор сессии про вызовы времени Светлана Бик, руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансово-устойчивое развитие», объединяющей экспертов и практиков в области устойчивого развития и зеленых финансов, поделилась цифрами для размышления: «Аналитики нашей платформы INFRAGREEN подсчитали количество компаний и аналитических групп, составляющих рейтинги и ренкинги, которые, может быть, и не называются ESG, но заходят на это поле. По итогам 2022 года их в России 37, если брать не только по аббревиатуре, а по смыслу. Для интегрированного ESG-ренкинга мы взяли в расчет 25 из них. Когда сводишь большие данные пообъектно, видны интересные вещи. В Россию повестка ESG была принесена на крыле компаний-экспортеров: так получилось, что российский рынок вбирал в себя принципы, приоритеты социально-экологических ракурсов в управлении именно через их участие. И этот тренд остается».
Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию «Русала», отмечает, что у компании 12 проектов, связанных с ESG-трансформацией, они охватывают весь спектр вопросов устойчивого развития и важно измерять их эффективность. «Рейтинги — инструмент ESG-трансформации, это про то, как двигаться дальше к лучшим бенчмаркам, преодолевать их, вести за собой. Мы принимаем свои методологии, индексы устойчивости городов. Внимательно смотрим на метрики в таких областях, как промышленная безопасность, экология, климатическая стратегия. Будучи лишенными возможности сравнивать себя с международными лидирующими компаниями в рейтингах, теперь сравниваем отдельные аспекты, интересующие наших потребителей», — рассказывает Ирина Бахтина. И приводит пример. По S&P Dow Jones Sustainability Index, индийская компания Vedanta в 2022 году признана одной из лучших в алюминиевом секторе. Если смотреть на процент безуглеродной энергетики в энергомиксе, то у Vedanta это 3% (используется много угля), у «Русала» — 99,4% (интеграция в гидрогенерацию). Можно сравнивать и физические параметры низкоуглеродного алюминия Allow от «Русала» с маркой Restora от Vedanta. «Но в любом случае мы за интегральный балл, за то, чтобы можно было смотреть на ESG вкупе», — говорит Ирина Бахтина.
Полина Лион, директор департамента устойчивого развития госкорпорации «Росатом», поделилась своим опытом. У госкорпорации много направлений деятельности, при этом «Росатом» — международная компания, встроенная в международный контекст. С 2020 года корпорация использовала инструмент ESG-рейтингов, работая с агентством Vigeo Eiris. А когда продолжение стало невозможным, в «Росатоме» приняли решение о работе с Аналитическим кредитным рейтинговым агентством (АКРА). Иной методологический подход с точки зрения зрелости компании и цикла внедрения ESG в бизнес-процессы был применен вовремя: АКРА стало смотреть на бизнес-направления по отдельности, в результате в пяти ключевых дивизионах появились люди, которые отвечают за устойчивое развитие. По словам Полины Лион, рейтинги позволяют иметь единую систему координат, простроить сквозные требования к устойчивости.
Устойчивость цепочек
Крупные компании, реализуя свои ESG-стратегии, плотно работают и со своими контрагентами: важна устойчивость всей цепочки поставок. Елена Тябутова, генеральный директор Unilever в России, рассказывая о реализации глобальной стратегии «Компас» в России, выделила и активную работу с поставщиками. Несмотря на сложности прошлого года, необходимость перестройки цепочек поставок, количество поставщиков, которые готовы проходить аудит в соответствии со стандартами ответственной закупки и проходят его, растет: на сегодня это 95% поставщиков, а до 2021 года было 93%. «Поставщики, включая альтернативных, в том числе российских, принимают на себя обязательства нашей стратегии», — подчеркивает Елена Тябутова.
Подробно на работе по созданию устойчивых цепочек поставок остановилась и Юлия Мазанова из «Металлоинвеста». Она рассказала о создании устойчивых цепочек поставок и работе по продвижению ESG-повестки среди поставщиков компании.
В 2020 году в «Металлоинвесте» был принят «Кодекс поставщика», в котором собраны рекомендации по следованию принципам устойчивого развития. Одним из базовых приоритетов в области устойчивого развития является сохранение жизни и здоровья сотрудников компании и подрядных организаций. С 2021 года в договоры с подрядными организациями стало обязательным включение требований по выполнению норм промышленной безопасности и охраны труда, а с этого года обязательными для ряда поставщиков стали и требования в области охраны окружающей среды.
В 2021 году «Металлоинвест» совместно с электронной торговой площадкой B2B-Center запустил механизм ESG-аккредитации поставщиков и подрядчиков. Сотрудничающие с «Металлоинвестом» компании проходят анкетирование, таким образом оценивается зрелость компаний по ключевым направлениям ESG. Контрагенты предоставляют информацию об уровне обеспечения безопасности на собственном производстве, проявлений дискриминации, соблюдения принципов честной конкуренции, бережного отношения к окружающей среде, антикоррупционных мер. Получение высокой оценки по любому из параметров требует предоставления подтверждающих документов. По итогам анкетирования каждому поставщику присваиваются баллы и формируется единый рейтинг. В 2021–2022 годах анкетирование прошли 2800 поставщиков, на которых приходится около 44% от общего числа закупок «Металлоинвеста». Средняя оценка ESG-зрелости аккредитованных поставщиков составила 73 балла из 93 возможных.
«Компания содействует продвижению принципов устойчивого развития среди широкого круга поставщиков и подрядчиков, в том числе небольших организаций, — отметила Юлия Мазанова. — В конце 2022 года мы обновили анкету, сделав ее более подробной, с обязательным прикреплением подтверждающих документов, разделили вопросы для крупного бизнеса и предприятий малого и среднего бизнеса. С начала октября прошлого года анкетирование по новой системе прошли 1354 поставщика, и это количество растет с каждым днем».
В этом году «Металлоинвест» планирует провести исследование корреляции уровня зрелости в области устойчивого развития и качества работы поставщиков, а также внедрить механизм поощрения поставщиков с высоким рейтинговым показателем. По словам Юлии Мазановой, многие поставщики заинтересованы в повышении своей итоговой оценки и вносят изменения уже после аккредитации, показывая свое желание развиваться и сотрудничать с компанией в направлении ESG.
Прозрачные промышленники
Несмотря на то, что отчеты в области устойчивого развития уже не являются необходимым бизнес-инструментов для привлечения инвесторов, многие компании считают их важным для себя делом. Так, «Danone Россия» в этом году выпустила свой первый публичный нефинансовый отчет по устойчивому развитию. А золотодобывающая компания «Полюс» публикует еще и отдельный отчет по использованию водных ресурсов и водохозяйственной деятельности.
Александр Кручинин, вице-президент компании «Полюс», объясняет, что в какой-то момент, анализируя запросы и интерес, в компании приняли решение делать к отчету по устойчивому развитию spin off по определенным разделам. Водный отчет появился первым: вода — ресурс, доступ к которому у весомой части населения планеты ограничен, поэтому экспертов, аналитиков и рейтинговые агентства всегда интересует, что промышленные компании в данной области делают. «Когда мы для себя стали изучать, что в этой сфере делаем, поняли, что необходимо упаковать все наши активности с точки зрения водной истории в единый проект», — рассказывает Александр Кручинин. Системность всегда дает результат. Например, текущий показатель использования воды в системе замкнутого цикла золотодобытчика — 93%. Есть в отчете и информация об аспектах, связанных с биоразнообразием в регионах присутствия. Есть запрос со стороны властей и населения к воспроизводству рыбных ресурсов, поэтому дополнительно к природоохранной деятельности «Полюс» занимается и выпуском мальков (стерлядь, хариус, пелядь).
Пример еще одного инструмента устойчивого развития территории и повышения прозрачности деятельности промышленных предприятий для населения привела Юлия Мазанова. Для «Металлоинвеста» промышленный туризм — это важный социальный и просветительский проект, важнейшие задачи которого — поднятие престижа и популяризация рабочих профессий, профориентация школьников. Также проект позволяет компании знакомить гостей предприятий с передовыми технологиями горно-металлургической отрасли и принципами зеленой металлургии, которым следует «Металлоинвест».
Промышленный туризм компания запустила осенью 2021 года на Михайловском ГОК в Железногорске. В 2023 году свои двери для туристов открыли Оскольский электрометаллургический комбинат в Старом Осколе и Лебединский ГОК в Губкине. За это время на комбинатах компании уже побывало около 4000 человек.
«Промышленный туризм — это не только возможность испытать чувство гордости за нашу индустрию, это еще и точка роста регионов. Дополнительный стимул к развитию получают региональная инфраструктура, индустрия гостеприимства, малый и средний бизнес, создаются новые социокультурные партнерства», — подчеркнула Юлия Мазанова.
Подводя итоги дискуссии, Светлана Бик отметила, что конечным бенефициаром повестки устойчивого развития является не инвестор, не компания, не регулятор, а человек, который работает на предприятии, живет рядом с предприятием, покупает продукцию компании: «Поэтому основной смысл ESG-повестки — обеспечить людям лучшее качество жизни».