Татьяна Ткаченко, Danone: «ESG-подход для нас — органический способ ведения бизнеса»
Кто-то считает нефинансовую отчетность «бантиком», который украшает компанию в глазах инвесторов. Если это бантик, то он довольно тяжел и не всякая шея его выдержит. Работа над отчетом — огромный труд, сопоставимый с sustainability-аудитом компании. При этом в прошлом году мы, конечно, столкнулись с серьезными ограничениями в использовании отчета как инструмента, со снижением заинтересованности со стороны партнеров. И даже ряд законодательных ограничений, которые подталкивали многие компании к продвижению ESG-повестки (такие как расширенная ответственность производителя, закон о парниковых газах), был отложен правительством. Для наших категорий — сельского хозяйства, молочной промышленности — регулятором были сделаны определенные поблажки, отложены некоторые нововведения. Зато отчет помог еще раз осмыслить, что ESG-подход для нас — это органический способ ведения бизнеса.
Работу над отчетом мы восприняли как хорошую возможность подумать в тишине, провести инвентаризацию всех наших инициатив и проектов. На протяжении многих лет — с 1972 года как глобальная компания и с начала 2000-х как российская — мы много и серьезно работали в области отдельных инициатив в части устойчивого развития.
Мы не остановили ни одну из программ, связанных с Zero Waste, сокращением углеродного следа и заботой о природе. В пищевой промышленности остро стоят вопросы переработки большого количества упаковки, отходов производства. И наша компания уделяет этим проблемам серьезное внимание. В рамках проекта «Метанайзер», например, специальная установка перерабатывает органические отходы в биогаз. Идет снижение водо- и энергопотребления. Развиваются программы по благополучию животных, по устойчивому земледелию. Реализуются социальные проекты с заботой о людях. Все это — способ ведения бизнеса, которого мы всегда придерживались и будем продолжать придерживаться.
В этом смысле отчетность для нас — возможность иметь свой камертон, инструмент для замера и улучшения в каждом из направлений. Сейчас мы больше не можем делать это с помощью международных ренкингов, сертификации. Ранее мы практически защитили свой высокий рейтинг в ходе аудита в одной из глобальных систем, но, к сожалению, процесс пришлось остановить. Зато выявили для себя новый драйвер. В Danone ежегодно проводится опрос среди сотрудников, с помощью которого мы замеряем их настроение в отношении того, что происходит в компании. В прошлом году, отвечая на вопрос «Что вы боитесь потерять?», многие на первое место ставили «One planet, one health» — международную стратегию Danone, которая является по существу собранием всех политик в области ESG и внедрена в том числе и в России. То есть инициативы в области устойчивого развития — это колоссальный ресурс для развития внутренней культуры и для общения с собственными сотрудниками.
Мы гордимся тем, что на данном этапе своего развития Danone имеет уникальный продуктовый портфель: мы производим в первую очередь продукты для здорового питания. Мы были рады, работая над отчетом, убедиться, что выполнили практически все обязательства, которые брали на текущую пятилетку в области здорового питания: по снижению жира, сахара, достижению идеального баланса в части содержания кальция и белка в продуктах. На партнерских фермах практически вдвое (на 40%) снизилось потребление антибиотиков благодаря участию в наших программах в области устойчивого развития. С 2015 года российское подразделение снизило углеродный след на 26%. Сегодня 75% нашей упаковки может быть переработано, и 58% отходов реально возвращаются в экономику каждый год. Для тех, кто работает в FMCG, понятно, что это серьезный показатель. Мы работаем стабильно с 12 фуд-банками в 10 регионах страны, отгружая им огромное количество продукции: около 500 т в этом году. Это помогает обеспечить едой людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Так что на 160 страницах отчета мы собрали действительно прекрасные впечатления.
Эти достижения нам всем в компании очень дороги. Отчетность в области устойчивого развития — инструмент №1 для того, чтобы выражать ответственность перед собственными сотрудниками и, конечно, перед потребителями, партнерами, органами власти. И мне кажется, что и наша компания, и многие другие в секторе FMCG сегодня только начинают использовать этот ресурс.