Дозрели: сеть «Золотое яблоко» обогнала «Подружку», «Лэтуаль» и «Рив Гош»

В 2023 году торговая сеть «Золотое яблоко», которую основали одноклассники из Екатеринбурга Иван Кузовлев и Максим Паняк, лишь немного опережала прежнего лидера рынка — «Лэтуаль». Тогда выручка первой составила 93,5 млрд рублей, второй — 84,8 млрд рублей.
В минувшем году сеть «Золотое яблоко» стала самым быстрорастущим и самым крупным бьюти-ретейлером, если не считать маркетплейсы и магазины формата дрогери, такие как «Магнит косметик», которые торгуют более широким ассортиментом. Выручка екатеринбургской компании увеличилась в 1,7 раза, до 155,5 млрд рублей.
«Лэтуаль» в 2024 году заработала 89,3 млрд рублей, прирост год к году составил 5%. Сеть «Рив Гош» закончила год с выручкой 37,4 млрд рублей (+7%), «Подружка» — 24,8 млрд рублей (+28%), «Иль де Ботэ» — 8,2 млрд рублей (-5%).
При этом весь российский рынок косметики в 2024-м рос довольно вялыми темпами, «в рамках инфляции», замечает Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. Продажи косметики и непродовольственных товаров повседневного спроса увеличились всего на 8,6%, по данным «Нильсен».
В 2024 году у «Золотого яблока» открылось не так много новых магазинов: два в России и два за рубежом — в Белоруссии и Катаре. Зато компания смогла завлечь в свои супермаркеты молодежь, превратив их в подобие клубов с интересными мероприятиями. Всего в сети насчитывается 36 магазинов в России. Для сравнения: у «Лэтуаль» в конце года было около 890 магазинов, у «Подружки» — 608.
В «Золотом яблоке» ускорение темпов роста выручки объясняют ставкой на электронную коммерцию. За год продажи через интернет-магазин удвоились в денежном выражении, доля электронной торговли в обороте теперь составляет более 50%, рассказали Forbes в «Золотом яблоке». В 2024-м клиенты сети сделали около 47 млн заказов, из них 20,5 млн в интернет-магазине. Средний чек в онлайне на 56% выше, чем в офлайне.
«Такой рост обусловлен в том числе расширением предложения в онлайне: в ассортимент ввели больше брендов и новые некосметические категории», — поясняет Forbes Анна Дычева-Смирнова, организатор крупнейшей в России выставки индустрии красоты InterCharm. За последние пару лет у «Золотого яблока» появились украшения, аксессуары, товары для дома и здоровья, бьюти-гаджеты. В приложении и на сайте заработал раздел Teens с товарами для подростков — сейчас он наполняется брендами уходовой и декоративной косметики, есть одежда, обувь и украшения.
За год число брендов в «Золотом яблоке» приросло на 15%, российских производителей стало больше на 20%. Теперь здесь можно купить около 4500 брендов, причем онлайн-ассортимент в три раза больше, чем в магазинах. Около 200 косметических брендов продаются только здесь на эксклюзивных условиях.
Чистая прибыль «Золотого яблока» в 2024 году выросла с 3,3 млрд рублей до 3,8 млрд. За год у ретейлера появились новые онлайн-сервисы: стримы, видеоконсультации и видеоинструкции к товарам, в которые встраивают рекламу брендов — ее оплачивают поставщики «Золотого яблока». Теперь клиенты могут создать собственный дизайн подарочной карты с помощью нейросети, поделиться корзиной как вишлистом, получить заказ с доставкой по клику в срок от 30 минут. Кроме того, компания первой среди бьюти-ретейлов стала открывать собственные ПВЗ.
Трафик во многих косметических супермаркетах сокращается, они теряют покупателей, отмечает Иван Федяков: «Клиенты уходят в онлайн — там можно найти больший выбор за минимальную цену. Потребителю незачем идти в магазин, если у него нет эмоциональной привязки к сети». По его словам, «Золотому яблоку» удалось эту привязку выстроить: «У них даже стали появляться копии, которые пытаются повторить успех, но они просто копируют магазины, потому что не понимают, в чем именно этот успех».
«Основной вызов для «Золотого яблока» теперь — удержать свою аудиторию по мере ее взросления, — полагает Анна Дычева-Смирнова. — Для этого надо создавать увлекательные предложения для растущих молодых клиентов. Люди постарше ценят больше комфортный шопинг, например, им важно отсутствие очередей в магазинах».