FT узнала о возможной причастности китайского судна к обрыву кабелей на Балтике
Швеция проверяет возможную причастность судна Yi Peng 3, зарегистрированного в Китае, к обрыву двух кабелей связи в Балтийском море, сообщили FT источники. По данным MarineTraffic, судно вышло из Усть-Луги в Порт-Саид в Египте и прошло близко к кабелям примерно в то время, когда на них произошел обрыв. Министры обороны стран ЕС призвали оценивать подобные инциденты «с учетом растущей угрозы России в регионе»
Швеция проверяет возможную причастность судна Yi Peng 3, зарегистрированного в Китае, к обрыву двух кабелей связи, проложенных по дну Балтийского моря, сообщили Financial Times источники, знакомые с ходом расследования. «Шведы пристально изучают китайское судно», — сказал один из них.
В правительстве Швеции отказались комментировать эту информацию. Но шведский чиновник сообщил изданию, что полиция будет расследовать передвижения судна Yi Peng 3 в сотрудничестве с береговой охраной и вооруженными силами.
Данные, предоставленные FT сервисом морского слежения MarineTraffic, свидетельствуют, что судно направляется из российского порта Усть-Луга в Порт-Саид в Египте и прошло близко к двум кабелям примерно в то время, когда на них произошел обрыв.
Шведский телеканал SVT отмечает, что после инцидентов в Балтийском море за китайским судном следят военные корабли стран НАТО, в том числе ВМС Дании. В район, где произошел разрыв кабелей, для помощи в расследовании направились несколько кораблей ВМС Швеции. Телеканал напоминает, что оба инцидента произошли в шведской экономической зоне в течение 20 часов.
Разрыв подводного оптоволоконного кабеля, связывающего Литву и Швецию, произошел 17 ноября около 09:00 утра по шведскому времени (11:00 мск) в 5 милях от острова Готланд. Повреждение кабеля C-Lion1, проложенного по дну Балтийского моря между Финляндией и Германией и пролегающего вдоль газопроводов «Северный поток», было зафиксировано 18 ноября в 03:00 (05:00 мск) к востоку от южной оконечности острова Эланд. Два кабеля пересекаются на дне Балтийского моря. Но, по данным CNN, места разрыва двух кабелей разделяет около 100 км.
Руководство операторов двух кабелей — финской Cinia и литовской Telia — предположило, что причиной инцидентов стало внешнее воздействие при постановке судна на якорь или донном тралении.
Тем не менее правительства Германии, Швеции, Финляндии и Литвы выразили свою «глубокую обеспокоенность» по поводу случившегося, не исключив диверсии. «Никто не верит в то, что эти кабели были разорваны случайно. Я тоже не хочу верить версии, что повреждения кабелей произошли из-за того, что их случайно зацепили якоря», — заявил перед встречей с министрами обороны ЕС в Брюсселе министр обороны ФРГ Борис Писториус. «Подобные ситуации необходимо оценивать с учетом растущей угрозы, которую представляет Россия в нашем регионе. Это включает в себя увеличение числа гибридных действий в Европе», — отметили после встречи в совместном заявлении ее участники (цитата по FT). А глава Минобороны Литвы Лауринас Кашчюнас добавил: «После расследования ЕС и государства-члены должны максимально эффективно использовать свой новейший режим санкций за такой саботаж критически важной инфраструктуры».
FT напоминает, что в октябре 2023 года был поврежден газопровод Balticconnector, пролегающий по дну Балтийского моря. Рядом, по данным Yle, был обнаружен якорь, у которого отсутствует один зубец. Власти Китая признали, что Balticconnector был поврежден случайно судном Newnew Polar Bear, которое ходит под флагом Гонконга.