Крушение надежд: дешевеющая медь намекает на затяжной спад мировой экономики
Медь, дорожавшая в начале года, дала аналитикам повод ожидать скорого восстановления мировой экономики, о чем в мае писал Forbes. Однако рост сменился падением. Трехмесячные фьючерсы на медь на Лондонской бирже металлов (LME) опустились с пика в $10 889 за тонну 20 мая на 15%, до $8990 за тонну 14 ноября. Аналогичная картина наблюдалась и на бирже Comex, подразделении Нью-Йоркской товарной биржи, где трехмесячные фьючерсы упали на 18,6%, с пика в $5 за фунт ($11 023 за тонну) 20 мая до $4,07 за фунт ($8973 за тонну) 14 ноября. Правда, к 20 ноября цена на LME поднялась на 1,1%, до $9090 за тонну, а на Comex — на 2,5%, до $4,17 за фунт ($9193 за тонну).
Во всем виноват Китай
Причины падения цены на медь можно разделить на три составляющие, говорит ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов. «Во-первых, победа Дональда Трампа на президентских выборах в США создает риск введения высоких пошлин на американский импорт, в первую очередь из Китая, — говорит он. — Данный факт ставит под угрозу рост мировой экономики, а следовательно, и промышленный спрос на цветные металлы. В свою очередь, медь крайне чувствительна к состоянию мировой экономики, поэтому увеличение вероятности глобальной рецессии вызывает падение цен на металл». Второй причиной, по словам Данилова, является профицит меди на мировом рынке, что оказывает дополнительное давление на ее стоимость.
Международная исследовательская группа по меди (ICSG) отмечает, что в нынешнем году в мире образовался значительный профицит меди. Она увеличила свой прогноз по избытку рафинированного металла в нынешнем году до 469 000 т с предыдущей оценки в 162 000 тонн. В прошлом году, по оценке ICSG, мир столкнулся с дефицитом меди в 53 000 тонн. По данным группы, производство первичного и вторичного (из лома и отходов) рафинированного металла в нынешнем году может увеличиться на 4,2%, до 27,63 млн тонн, к предыдущему периоду, тогда как потребление вырастет всего на 2,2%, до 27,15 млн тонн. Также, согласно предварительным расчетам группы, только по итогам января-августа нынешнего года избыток рафинированной меди на рынке составлял 535 000 тонн при мировом производстве в 18,33 млн тонн и потреблении в 17,80 млн тонн.
ICSG отмечает, что в 2024 году мировое производство меди восстанавливается после серии остановок ряда заводов на техническое обслуживание, аварий и иных производственных неполадок в прошлом году в крупных странах-производителях, включая Чили, Японию, Индию, Индонезию и США, а росту способствует запуск новых и расширение старых предприятий в Китае и Демократической Республике Конго, странах, на долю которых приходится более половины всего мирового производства меди. Мировое потребление рафинированной меди увеличится за счет роста спроса в Китае на 2% к 2023 году и на 2,4% — за его пределами, прогнозирует ICSG, не приводя конкретных объемов по отдельным странам. Начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов уточняет, что Китай потребляет около 55% мировой меди, импортируя около двух третей этого объема в виде медной руды, концентратов и катодной меди. Третьей причиной, оказывающей негативное влияние на цену меди, являются сомнения инвесторов относительно эффективности мер китайского правительства по стимулированию национальной экономики, считает Данилов из «Велес Капитала». Китайская компания Eagle Metal International, на которую приходится порядка 10% объема импорта меди в страну, сочла, что для поддержки спроса на медь в стране необходимы более серьезные экономические стимулы.
Близкую оценку дает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин. «Китай является крупнейшим потребителем меди, поэтому любые перемены в структуре его экономики считаются значимыми для этого рынка, — говорит он. — В нынешнем году китайская экономика замедлилась: за январь-сентябрь ВВП страны вырос на 4,8% по сравнению с 5,2% за аналогичный период прошлого года, а в III квартале ВВП Китая прибавил 4,6% при прогнозе в 5%». Весной медь пошла в рост, в частности, на ожиданиях эффекта от стимулирующих мер в Китае, говорит Скрябин. Но, поскольку взрывного экономического роста не случилось, цены снова стали падать, отмечает Скрябин.
Последнее снижение стоимости меди вместе с другими сырьевыми товарами обусловлено итогами выборов в США, что привело к ралли в долларе и падению цен на сырьевые товары, подтверждает Скрябин. «Избрание Трампа несет в себе риск для Китая, который заключен в очень неоднозначном будущем торгово-экономических отношений между двумя странами», — полагает он.
Ситуация на сырьевых рынках развивается по вполне предсказуемому сценарию, говорит начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. «Победа Трампа привела к укреплению доллара США и ослаблению юаня», — отмечает он. Значение индекса американского доллара (DXY) 5 ноября, накануне объявления победы Трампа, составляло 103,2, а на 15 ноября индекс поднялся практически до двухлетнего максимума в 106,7, в то время как юань ослаб к доллару с 7,1 до 7,23. «Данная динамика на валютных рынках и ожидания более ястребиной политики ФРС привело к снижению цены на металлы, — говорит Красноженов. — Медь упала ниже $9200 за тонну, потеряв около $700 за тонну с момента избрания Трампа».
Падение цен может замедлиться
ICSG рассчитывает, что нынешняя ситуация на рынке меди может измениться в следующем году. По ее расчетам, производство в 2025 году вырастет лишь на 1,6%, до 26,556 млн тонн, в то время как потребление увеличится на 2,7%, до 27,875 млн тонн, и таким образом профицит сократится в 2,4 раза, до 194 000 тонн.
ICSG не упоминает Россию в своих отчетах, поскольку считает, что доля страны в мировом производстве невелика. По данным компании GlobalData, в 2023 году Россия занимала шестое место в мире по производству меди и на ее долю приходилось лишь 4% мирового производства.
Мы видим ограниченный потенциал снижения цен на металлы, включая медь, от текущих уровней, говорит Красноженов из Альфа-банка. «С точки зрения спроса на медь китайская экономика демонстрирует положительную динамику, — отмечает он. — Обращает на себя внимание сильная статистика продаж недвижимости в Китае в октябре — продажи квартир в новых домах в городах первого эшелона выросли в годовом исчислении на 14%, в то время как рост на вторичном рынке превысил 40%». Что касается ситуации на валютных рынках, дальнейшее значительное укрепление доллара США имеет невысокую вероятность, Китай вряд ли допустит значительное ослабление юаня ниже 7,30 к доллару, полагает Красноженов.
«Мы полагаем, что сырьевые и валютные рынки столкнулись с избыточной реакцией на избрание Трампа и могут скорректироваться в положительную сторону по мере поступления более детальной и структурной информации об экономической политике новой президентской администрации в США, — говорит Красноженов. — Китай продолжает наращивать установленную мощность в энергетическом секторе, как за счет классической генерации, угольной, газовой и атомной, так и за счет возобновляемых источников энергии, что ведет к росту потребления меди. Индия также демонстрирует рост спроса на медь, который оценивается в 10-12% в год на среднесрочном горизонте».
В пользу возможной поддержки цен на медь говорит и недавнее решение Пекина отменить с 1 декабря выплату экспортерам алюминия и меди компенсаций в размере 13% экспортной пошлины за вывезенный металл, что может снизить объемы китайского экспорта.
Недавнее решение отменить возврат экспортной пошлины на медь со стороны КНР отчасти позитивно для глобальных цен, подтверждает Скрябин из «Альфа-Капитала».