К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Доктор медь» дает надежду: дорожающий металл предрекает рост мировой экономики

Фото Дениса Кожевникова / ТАСС
Фото Дениса Кожевникова / ТАСС
Мировые цены на медь — сырье для машиностроительной, кабельной, электронной, строительной промышленности и ряда других отраслей — за год выросли на треть до рекордных величин. В чем причина такого роста, продолжится ли он и что это значит для российских производителей, разбирался Forbes

Фьючерсы на медь на Лондонской бирже металлов (LME) за год поднялись с $8000 за тонну до рекордного значения в $11 000 за тонну 20 мая, и примерно так же на бирже Comex (подразделение Нью-Йоркской товарной биржи) — с $3,7 за фунт ($8150 за тонну) до $5 за фунт ($11 000 за тонну). Правда, в последующие несколько дней цены несколько откатились — до $10 400 за тонну на LME и до $4,79 за фунт ($10500 за тонну) на Comex, — но все еще остаются на близких к рекордным уровнях.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Почему растут цены

Причины роста цен на медь можно разделить на две составляющие, говорит ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов. «Первая группа причин характерна для всех цветных металлов и связана с тем, что рынок ожидает снижения ставки Федеральной резервной системы (ФРС) США, а вслед за ней и другими ведущими центробанками уже в сентябре нынешнего года, — объясняет эксперт. — На этом фоне мы видим рост цен не только на медь, но и на никель, золото, серебро, металлы платиновой группы и алюминий». 

Вторая группа причин, по словам Данилова, связана непосредственно с процессами, происходящими на мировом рынке меди, участники которого сомневаются, что производство сможет угнаться за потреблением. Аналитик напоминает, что еще в декабре 2023 года компания Anglo American, четвертый крупнейший производитель меди в мире, заявила о сокращении производства на 200 000 т в 2024-м, а в марте нынешнего года китайские производители объявили о планах снизить выпуск металла на 5–10%. «При этом специфика металлургического производства такова, что даже в условиях резкого ценового роста невозможно быстро нарастить предложение, — отмечает Данилов. — В такой ситуации цены на медь не остановятся на текущих уровнях и, как ожидают многие аналитики, уже в 2025 году будут стремиться к $15 000 за тонну». 

 

Рост цен на медь в последние недели можно объяснить рядом стратегических и тактических факторов, считает начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. К стратегическим он относит сильный рост спроса на этот металл в Китае, коррелирующий с активизацией промышленного производства, которое в апреле показало рост на 6,7% за 12 месяцев. КНР является крупнейшим производителем электромобилей и солнечных панелей. «Китай потребляет около 55% мировой меди и импортирует приблизительно две трети потребляемых объемов, — напоминает Красноженов. — Определенный рост спроса на медь происходит из-за развития отрасли электромобилей и альтернативных источников энергии. Для выработки одного мегаватта мощности на солнечных батареях требуется около пяти тонн меди. А в электромобиле в среднем на 30 кг меди больше, чем в автомобиле с двигателем внутреннего сгорания».

Еще одним стратегическим фактором, способствующим росту цен, считает Красноженов, является дефицит новых крупных проектов в отрасли. «На горизонте двух-трех лет нет крупных проектов, которые могли бы существенно увеличить предложение», — говорит он. По словам Красноженова, для успешной реализации значимых проектов в отрасли необходима цена меди не менее $10 000 за тонну.

 

Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» и доцент Финансового университета Сергей Суверов согласен с тем, что цены толкает вверх также отсутствие разработки новых крупных месторождений меди. По мнению эксперта, цены продолжат дальнейший рост в нынешнем году, поскольку во второй половине года ожидается снижение ставок европейских центральных банков и, возможно, ФРС, что даст дополнительный импульс развитию мировой экономики. «Естественно, могут быть коррекции, но тренд скорее всего будет восходящий», — прогнозирует Суверов.

Цены растут, поскольку перспектив для быстрого ввода в строй новых месторождений в настоящее время нет, подтверждает главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов. «Качество руд на действующих месторождениях ухудшается в силу того, что более богатые участки разрабатывались в прежние периоды низких цен, что приводит к перманентному росту себестоимости добычи, а сроки разведки и запуска новых месторождений удлинились до 15 лет», — говорит он. В результате, по словам эксперта, крупный бизнес вместо развития новых месторождений, которые серьезно уступают по геологическим качествам действующим, готов покупать развитые активы у конкурентов. Примером такого подхода может служить недавняя заявка второго крупнейшего мирового производителя меди BHP Billiton на покупку Anglo American, считает Худалов.

Иногда рост цен в моменте бьет всякие рекорды — это Красноженов подразумевает под тактическими факторами. В середине мая, например, спекулянты на бирже Comex резко сбросили фьючерсы на медь, необеспеченные поставкой физического металла. Возник дефицит, это привело к всплеску цен, и в результате премия цены меди на Comex к цене LME, исторически составляющая несколько долларов, в какой-то момент превысила $1200 за тонну, напоминает Красноженов. К фундаментальным причинам роста цен на медь это не относится, но у игроков рынка выдалось несколько неспокойных дней. 

 

Называют и другие причины увеличения стоимости. «Рыночные аналитики часто употребляют термин «доктор медь», поскольку этот металл, используемый в самых широких областях, часто рассматривается как надежный индикатор экономического благополучия: цены на него растут вслед за спросом, вызываемым экономическим ростом», — напоминает Сергей Суверов. В подтверждение этого он приводит, в частности, прогноз Международного валютного фонда о сохранении среднего роста ВВП в мире на 3,2% в ближайшие годы и принятие Китаем мер по стимулированию экономики и поддержке девелоперов. «Это приводит и к росту рыночных цен на медь», — заключает Суверов.

Меди будет больше

Пока производство растет. По оценке Геологической службы США, добыча меди в руде в 2023 году выросла до 22 млн т с 21,9 млн т в 2022-м, при этом производство рафинированной меди в мире увеличилось до 27 млн т с 25,9 млн т.

Медь получают из медных руд с содержанием металла 1–6%, а также из лома. После добычи руды проходят процесс обогащения, в ходе которого получается концентрат, из него выплавляется черновая медь с содержанием металла 98,4–99,4%. Из нее методом электролиза получают рафинированную медь в виде пластин с содержанием металла 99,99% — катодов. Из катодов впоследствии изготовляют различную медную продукцию.  

Первое место по добыче в 2023 году занимало Чили (5 млн т), за ним следовали Перу (2,6 млн т), Демократическая Республика Конго (2,5 млн т), Китай (1,7 млн т) и Россия (910 000 т). По выпуску рафинированной меди лидировал Китай (12 млн т), за ним с большим отрывом следовали Чили (2 млн т), Демократическая Республика Конго (1,9 млн т), Япония (1,5 млн т) и Россия (1 млн т). Гигантские объемы производства Китая при не самой большой добыче объясняются тем, что страна является крупнейшим импортером медного концентрата — ввозит его по 25 млн т в год. 

Международная исследовательская группа по меди (ICSG) ожидает, что в нынешнем году на рынке образуется профицит рафинированной меди в 162 000 т. Мировое производство меди в руде в 2023 году составило 22,4 млн т, рафинированной — 26,5 млн т. ICSG рассчитывает, что в 2024 году мировое производство меди в руде увеличится на 0,5%, до 22,5 млн т, а рафинированной меди — на 2,8%, до 27,3 млн т. При этом потребление рафинированной меди в 2024 году вырастет на 2,1%, до 27,1 млн т. ICSG ожидает, что потребление меди в Китае в нынешнем году вырастет примерно на 2%, а за его пределами — на 2,4%. «Медь является ключевым компонентом экономической деятельности современного технологического общества, —  говорится в отчете ICSG. — Развитие инфраструктуры в крупнейших странах и глобальная тенденция роста использования экологически чистой энергии и электромобилей будут продолжать поддерживать спрос на медь в долгосрочной перспективе».

 

«Норникель» рассчитал, что в 2024 году мировой рынок рафинированного металла будет сбалансирован при потреблении, равном предложению, в объеме примерно 26,1 млн т с незначительным дефицитом порядка 54 000 т.  Компания оценивает мировой объем добычи меди в руде в нынешнем году в 23 млн т.

Малая русская толика

Оценки российского производства и экспорта меди разнятся в зависимости от источника, однако доля страны в мировом производстве и поставках невелика.

Медь в России производят Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), «Норникель» и Русская медная компания (РМК). Из них только «Норникель», который сам оценивает свою долю в мировом производстве меди в 2%, является публичной компанией и регулярно публикует производственные показатели. УГМК и РМК непубличны, хотя головное предприятие УГМК — «Уралэлектромедь» — частично раскрывает данные по производству. Данных о показателях РМК нет.

По итогам 2023 года «Норникель» снизил производство меди на 2%, до 425 000 т, из которых рафинированная медь составила 356 000 т, а остальные  69 000 т пришлись на медь в концентрате, который дочернее предприятие «Норникеля» Быстринский ГОК поставляет на переработку в Китай. В I квартале 2024 года «Норникель» увеличил производство рафинированной меди на 1% к январю-марту 2023-го, до 108 584 т, и меди в концентрате — на 3%, до 16 951 т.

 

В отчете эмитента «Уралэлектромедь» сообщает, что остается ведущим производителем меди и оценивает свою долю в мировом производстве в 2023 году в 1,6% по сравнению с 2,1% в 2022-м. Там же приводится оценка доли производства меди «Норникелем» в 1,3% по сравнению с 1,8% в 2022 году и РМК в 0,8% по сравнению с 0,9% в 2022 году.

Ранее в годовом отчете за 2022-й «Уралэлектромедь» сообщала, что в 2023-м планировала произвести 391 288 т рафинированной меди (катодов). В отчете же эмитента за 2023 год «Уралэлектромедь» не приводит производственных показателей, хотя издание «Металлоснабжение и сбыт» сообщило со ссылкой на внутренние документы компании, что «Уралэлектромедь» произвела 431 162 т катодов, на 1,4% больше произведенного в 2022-м. УГМК не ответила на запрос Forbes. Так же поступила РМК, о которой из открытых источников известно лишь, что ее производственные мощности составляют 220 000 т катодов в год.

По оценке китайского металлургического портала Shanghai Metals Market (SMM), в 2023 году общий объем производства российской катодной меди всех марок составил около 980 000 т, что составляет 3,81% мирового производства рафинированной меди. Российский экспорт меди SMM оценивает в 620 000 т. «Норникель» оценивает производство рафинированной меди в России примерно в 1 млн т в год в 2023-м и 2024-м, а внутреннее потребление в среднем в 400 000 т в год.

«Норникель» является единственной крупной публичной компанией, позволяющей российскому инвестору сделать ставку на медь, полагает Данилов из «Велес Капитала». «В условиях недавнего падения цен на никель и палладий роль меди в формировании доходов компании значительно возрастает, — отмечает он. — Мы полагаем, что в 2024 году медь обеспечит треть выручки «Норникеля» от реализации металлов». 

 

«Норникель» не дает детализацию своей выручки, сообщая лишь, что в прошлом году общая выручка от продаж металлов сократилась на 16% к предыдущему году, с $16,1 млрд до $13,7 млрд, за счет снижения цен на производимые компанией палладий, никель и родий.

Уровень себестоимости 60% мировых производителей меди в среднем не превышает $6000–7000 за тонну, говорит Худалов из «Вектор Икса». «Для российских компаний, у которых уровень себестоимости несколько ниже среднемирового, с учетом общего ценового уровня ситуация благоприятная, даже несмотря на необходимость переориентации на Восток, хотя им, разумеется, приходится давать скидки на уровне 3–5% от рыночной цены и платить за более дальнюю транспортировку», — полагает Худалов.

«Естественно, чем выше цены, тем выше может быть прибыль российских производителей, отличающихся достаточно низкими затратами, — констатирует Суверов из «Арикапитала». — Но тут есть и свои особенности: из-за налоговых рисков они не в полной мере получают выгоды от роста цен на медь». Он напомнил, что для российских экспортеров были введены экспортные пошлины, привязанные к курсу доллара, а также налог на сверхприбыль.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+