FT узнала о планах ЕС привлечь технологии из Китая в обмен на субсидии
Брюссель планирует заставить китайские компании размещать производство в Европе и передавать своим европейским предприятиям современные технологии в обмен на субсидии ЕС, рассказали источники FT. При этом Пекин советует компаниям переносить в ЕС лишь этапы окончательной сборки, ссылаясь на политическую неопределенность в Брюсселе
Европейский союз планирует заставить китайские компании размещать производство в Европе и передавать своим европейским предприятиям современные технологии в обмен на субсидии ЕС, сообщила Financial Times со ссылкой на двух высокопоставленных чиновников в Брюсселе.
По их словам, такой подход позволит компаниям КНР получать субсидии, выделяемые Брюсселем в рамках развития зеленых технологий.
Новые критерии, требующие от китайских компаний иметь заводы в Европе и делиться технологическими ноу-хау, начнут вводиться в декабре, когда Брюссель проведет тендер на субсидии в €1 млрд на разработку аккумуляторов. Собеседники издания отметили, что этот пилотный проект «может быть распространен и на другие схемы субсидирования ЕС».
FT подчеркивает, что новые требования Брюсселя пусть и в гораздо меньших масштабах, но перекликаются с правилами, действующими в Китае и требующими от иностранных компаний делиться интеллектуальной собственностью в обмен на доступ на китайский рынок. Таким подходом Брюссель пытается защитить компании ЕС, которые подпадают под действие строгих экологических норм и проигрывают в конкуренции с дешевым и более загрязняющим природу импортом, отмечает издание.
В октябре страны ЕС одобрили повышение пошлин на китайские электромобили до 45%, признав, что Пекин незаконно субсидирует свою промышленность. После этого Еврокомиссия ввела новые пошлины, которые будут действовать пять лет. Пошлина для электромобилей, экспортируемых из Китая, составила 35% в дополнение к уже существующей ставке в 10%.
FT отмечает, что политика Брюсселя уже побудила некоторые китайские компании создавать производство в ЕС. CATL (один из крупнейших в мире производителей топливных элементов) инвестировала миллиарды евро в заводы в Венгрии и Германии, а Envision Energy — сотни миллионов евро в объекты в Испании и Франции. Но на закрытом заседании в начале 2024 года министерство торговли Китая предостерегло отечественных автопроизводителей от крупных инвестиций в Европу, рассказал изданию информированный источник. По его словам, Пекин, ссылаясь на политическую неопределенность в Брюсселе, посоветовал им создавать в ЕС лишь производство, предусматривающее этап окончательной сборки.