Курс на взлет: какую выгоду принесет второй президентский срок Трампа SpaceX
Пока Илон Маск целое лето вовсю агитировал за Дональда Трампа, известный своей любовью к выгоде кандидат, кажется, обещал самому богатому человеку на земле кое-что взамен. «Мы должны облегчить жизнь умным людям, а он умен как никто другой», ― говорил Трамп на одной встрече в конце июля.
Маску хочется вот чего: чтобы Федеральное управление гражданской авиации США побыстрее выдавало лицензии на запуск космических кораблей, так как, по мнению SpaceX, ведомство слишком растягивает график испытательных полетов огромной ракеты Starship. А еще у компании идет борьба с Агентством по охране окружающей среды из-за влияния запусков на богатый живностью район побережья Мексиканского залива в Техасе.
Трамп, который поставит во главе и той и другой структуры новых назначенцев, может упростить жизнь и даже аннулировать ряд правил в и без того строго регламентируемой отрасли. Крис Куилти, основатель специализирующейся на освоении космоса консалтинговой фирмы Quilty Space, считает, что это поможет всем космическим компаниям, но в первую очередь ― SpaceX Маска. По словам эксперта, на отраслевых встречах в текущем году конкуренты Маска высказывали растущую обеспокоенность тем, что SpaceX будет у администрации Трампа в привилегированном положении: «Даже те, кто за Трампа и работает в космическом секторе, думают: «Черт, SpaceX везде пролезли. Куда уж дальше?»
Этим отчасти и объясняется, почему возвращения Трампа в Белый дом космическая индустрия ждет со смешанными чувствами надежды и тревоги. В плане освоения космоса за первый президентский срок Трамп успел зарекомендовать себя. Куилти полагает, что это «был, пожалуй, самый значительный вклад президента в космическую программу со времен Кеннеди». Благодаря тому, что вице-президент Майк Пенс, давний сторонник проектов в космосе, возглавил повторно учрежденный Национальный космический совет, администрация Трампа основала Космические силы США, выступала за увеличение финансирования NASA, запустила программу «Артемида», в рамках которой основные усилия агентства по осуществлению пилотируемых миссий были перенаправлены на Луну, а также координировала подписание международного договора об освоении и добыче ресурсов на Луне, Марсе и астероидах.
Игроки индустрии допускают, что на следующем сроке интерес Трампа к конкуренции с Китаем подстегнет рост расходов на широкий спектр военных и гражданских программ освоения космоса. И если своего добьется Маск, то правительство может пересмотреть приоритеты в пользу его долгосрочного проекта: миссии на Марс. «Илон, готовь свои ракеты, потому что мы хотим прилететь на Марс до конца моего срока», ― сказал Трамп в сентябре.
Куилти сомневается, что конгрессу такое придется по душе. Многие специалисты космической отрасли уверены, что налаживание устойчивого присутствия людей на Луне является необходимой предпосылкой к полету на Марс. Тем не менее поддержку в реализации частной миссии SpaceX, вполне вероятно, получит со стороны NASA. Маск заявляет, что в 2026 году планирует отправить к Марсу пять безэкипажных ракет Starship.
Любые грандиозные амбиции ― будь то полеты на Луну или куда-то еще ― могут сойти на нет, если Трамп убедит конгресс выполнить его предвыборные обещания, снизить налоги и урезать расходы бюджета. Избранный президент говорит, что Маску поручит возглавить аудит внутри правительства. Последний уточнил, что на должности руководителя так называемого министерства эффективности правительства хочет сэкономить бюджету $2 трлн.
Что касается NASA, выгоду SpaceX извлечет даже из самого экономичного решения из возможных: ликвидации недешевого проекта Space Launch System («Система космических запусков»), представляющего собой гигантскую ракету в собственности государства и главное транспортное средство в рамках программы «Артемида», на котором американские астронавты должны вернуться на Луну. Согласно оценкам генерального инспектора агентства, один запуск обходится в $4 млрд, то есть примерно в шестую часть годового бюджета NASA. Многие сторонники освоения космоса считают, что эту же работу по гораздо более низкой цене в состоянии делать Starship ― Маск утверждает, что один запуск будет стоить менее $10 млн.
Компания SpaceX уже и так задействована в программе «Артемида». Предприятие проектирует особую версию Starship ― она будет работать как посадочный модуль, который стыкуется над Луной с космическим кораблем «Орион» производства Lockheed Martin и спускает астронавтов к ее поверхности. Но крайне выгодным будет еще один контракт на замену Space Launch System ракетами Starship.
Такое маловероятно даже несмотря на новую позицию Маска. Из-за сопутствующих чиновничьих привилегий программу Space Launch System прозвали «системой сенатских запусков», ее реализацией заняты работники во всех 50 штатах (главным подрядчиком является Boeing), и, как в случае со всеми пунктами бюджета, последнее слово остается за конгрессом.
Как считает эксперт в сфере обороны и освоения космического пространства Тодд Харрисон из аналитического центра «Американский институт предпринимательства» (American Enterprise Institute), после первых трех из шести запланированных полетов программы «Артемида» куда целесообразнее было бы начать переход на модули от коммерческих проектировщиков. На следующий год запланирован запуск миссии «Артемида-II» ― это будет испытательный полет вокруг Луны с экипажем астронавтов. В данном проекте конкуренцию Starship может составить ракета New Glenn, которую строят инженеры космической компании Blue Origin миллиардера Джеффа Безоса.
Еще более выигрышным положение Маска и SpaceX в администрации Трампа будет при установлении республиканского большинства в Федеральной комиссии по связи. Как отмечает Куилти, к настоящему моменту компания отправила ведомству «кучу» запросов на расширение диапазона частот для своих спутников связи Starlink и повышение мощности в линиях электропередач, а также на увеличение численности орбитальных систем и их размещение на меньших высотах.
Наряду с сохранением либо увеличением финансирования для NASA Трамп может также расширить космические силы ― сегодня это самая маленькая военная структура США с бюджетом в $29 млн. В конце августа политик заявил, что хочет учредить Национальную космическую гвардию, хотя в Пентагоне идею отвергают из-за чрезмерной дороговизны. Воплотится ли задуманное в жизнь, Харрисону пока неясно, особенно с учетом того, как заявленные амбиции Трампа по снижению налогов и расходов государственного аппарата скажутся на оборонном бюджете.
Аналитик добавляет, что, если республиканцы добьются большинства с незначительным перевесом в палате представителей, это укрепит позиции «Фракции за свободу» (Freedom Caucus), которая тщательно отслеживает превышение бюджета и предлагает ограничительные меры по оборонным расходам. При этом по бюджету на оборону весьма противоречиво высказывается и сам Трамп.
«Эту же бюджетную динамику мы наблюдаем уже несколько лет: «Фракция за свободу» настаивает на сокращении расходов, которое в итоге ударит по обороне, а потом, я думаю, по-прежнему будет задерживаться финансирование космических сил и, вполне вероятно, предвидится дальнейшее снижение расходов со стороны конгресса, ― рассуждает Харрисон. ― Вряд ли администрация Трампа будет в состоянии что-то с этим поделать».
Как считает старожил отрасли Джеффри Манбер, курирующий в компании Voyager Space сооружение коммерческой космической станции, вне зависимости от величины бюджета, чтобы не отставать в сфере освоения космоса от Китая, команда нового президента, скорее всего, будет охотнее сотрудничать с игроками частного сектора. «Думаю, мы увидим это и в NASA, и в Минобороны», ― подчеркивает эксперт.
Таким образом, новые возможности открываются перед целым рядом американских аэрокосмических предприятий. Значительных успехов в этом плане добились операторы коммерческих спутников наблюдения Земли, как это стало видно по подробнейшим снимкам от Maxar и Planet Labs в первые дни конфликта России и Украины. Но под вопросом остается прибыльность.
По мнению аналитиков, отчасти проблема в том, что оборонные ведомства США не хотят постепенно отказываться от систем связи, спутников для наблюдения и отслеживания Земли и объектов на орбите, находящихся в собственности федеральных властей. В одном майском отчете Научно-оборонный совет американского Министерства обороны написал: «Правительство настороженно относится к надежности коммерческих служб в долгосрочной перспективе». Наглядный пример ― решение Маска не давать украинским военным возможность применения Starlink в 2022 году для подготовки атаки на Крым. Как утверждает сам миллиардер, он боялся, что это спровоцирует ядерный ответ со стороны России.
Манбер регулярно общается с зарубежными космическими агентствами и говорит, что из-за опасений по поводу США снова во главе с Трампом, а также непредсказуемости Маска другие государства, скорее всего, будут настраиваться на осуществление запусков и развитие спутниковой инфраструктуры собственными силами. «Оказаться ради доступа к космическому пространству в зависимости от Соединенных Штатов никому из них не хочется», ― заключает специалист.
Перевод Forbes.com