Транспортные компании заявили о заторах на границе с Казахстаном
Время пересечения границы с Казахстаном в ноябре увеличилось в два раза по сравнению с предыдущим месяцем, заявили в транспортной компании ПЭК. Заторы возникают на фоне роста объемов перевозок из Китая в Россию через Казахстан, а также из-за увеличения количества досмотров, уточнили там. Кроме того, в компании указали на нехватку мощностей для оформления транспорта, а также на недостаточное количество автомобильных полос и подъездных путей на погранпереходах
Средний срок ожидания на автомобильных погранпереходах между Россией и Казахстаном в ноябре увеличился в два раза по сравнению с октябрем и составил 2–4 дня в зависимости от пункта пропуска, сообщила Forbes пресс-служба транспортной компании ПЭК. По ее данным, самые большие заторы образовались на многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП) «Петухово–Жана Жол», «Бугристое–Кайрак» и «Веселоярск–Ауыл».
По состоянию на 12 ноября средний срок доставки между Казахстаном и Россией увеличился на 32% относительно предыдущего месяца, следует из данных ПЭК. Перевозка из Алма-Аты в Москву, например, теперь занимает 11–14 дней. Вместе с тем стоимость автодоставки в ноябре увеличилась на 15% по сравнению с октябрем и продолжает расти, указывают в компании. На фоне резкого роста объемов грузоперевозок из Китая в предновогодний сезон грузопоток в Россию через республику за сентябрь-октябрь увеличился на 30% по сравнению с двумя предыдущими месяцами и продолжает расти, отметил руководитель «ПЭК: Global» Сергей Денисов.
В ПЭК задержки связывают с нехваткой мощностей для оформления транспорта, а также с недостаточным количеством полос и подъездных путей. Кроме того, компания указала на периодические сбои в работе сервиса Cargo Ruqsat, которая задействована при регистрации в электронной очереди. «Если при пересечении границы возникла поломка транспортного средства или компания неверно оформила документы — остальные транспортные средства образуют многокилометровый затор, вынужденно ожидая разрешения ситуации», — приводит пресс-служба слова Денисова.
Средний срок ожидания на границе между Россией и Казахстаном растет также из-за более частых досмотров. Как указали в ПЭК, им подвергаются до 90–95% от общего числа грузов, следующих из республики. Сам досмотр может длиться от 10 минут до двух суток, заявили в транспортной компании. Там предложили открыть дополнительные площадки для оформления и осмотра транспорта, увеличить количество автомобильных полос, расширить подъездные пути и запустить сервисные зоны для ожидания.
В апреле 2023-го Казахстан ввел обязательное оформление сопроводительных накладных на товары (СНТ) при торговле со всеми странами ЕАЭС, напоминает руководитель направления развития бизнеса в Республиках Казахстан и Кыргызстан ПЭК Тахир Минеев. Сейчас экспортный контроль проходят все грузы, которые следуют через территорию Казахстана — как для юридических, так и для физических лиц. Был также разработан перечень товарных групп, для экспорта которых требуются специальные разрешения от Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) или Комитета государственных доходов Минфина Казахстана.
Обновленные данные публикуются на цифровых площадках, однако информация остается разрозненной, рассказал Денисов. «Из-за этого перевозчики до сих пор сталкиваются с ситуациями, когда сопроводительные документы на товар могли быть оформлены верно, а на следующий день вступили в силу изменения, и оказалось, что нужны специальные разрешения, которых нет», — отмечает он. В таких ситуациях компаниям приходится «экстренно оформлять недостающие документы», в то время как их транспорт простаивает на границе, подчеркнул руководитель «ПЭК: Global».
Ранее в этот же день финансовый директор ПЭК Роман Ромашевский рассказал РБК об увеличении сроков проведения платежей российского бизнеса со стороны казахстанских банков. Средний срок к ноябрю вырос на 24% относительно июля, а в некоторых случаях проведение платежей может занимать до двух месяцев, заявил он. По словам Ромашевского, увеличение сроков связано с ужесточением комплаенса в отношении операций с российским бизнесом. Кредитные организации стали запрашивать все больше дополнительных документов и данных о компаниях-отправителях и получателях денег, а также о характеристиках товара и подробностях сделки, пояснил финансовый директор компании.
Управляющий партнер адвокатского бюро Nordic Star Андрей Гусев тогда пояснил, что ужесточение требований к российскому бизнесу со стороны банков Казахстана прежде всего связано с международными санкциями и усилением глобальных мер по борьбе с отмыванием денег. «Любое подозрение на участие в незаконных схемах грозит банкам серьезными репутационными потерями», — отметил эксперт.