В России в октябре 2024 года продано 171 179 новых легковых автомобилей, следует из подсчетов экспертов аналитического агентства «Автостат», с которыми ознакомился Forbes. Продажи за этот период оказались на 52,4% больше, чем за аналогичный месяц прошлого года (112 295). За январь — октябрь продажи новых легковых автомобилей выросли на 59,8%, до 1,32 млн штук против 829 910 экземпляров за тот же период прошлого года.
Лидерство на российском рынке сохраняет отечественная марка Lada, на долю которой в октябре пришлось чуть более 26% от общего объема, что в количественном выражении составляет 44 812 проданных автомобилей.
Среди иномарок снова лидирует Haval, было продано 23 801 автомобиль этого производителя. Далее следуют еще три «китайца»: Geely (17 163 штуки), Chery (15 140) и Changan (10 973). Шестое место занял белорусско-китайский Belgee с показателем 4346 машин. В топ-10 также попали Omoda (4186), Jetour (4020), Toyota (3516) и EXEED (3424). Аналитики «Автостата» отмечают, что Toyota, поступающая в Россию по каналам параллельного импорта, оказалась в десятке лучших впервые с марта 2024 года.
Восемь из 10 брендов, попавших в число лидеров продаж октября, показали положительную динамику год к году, сильнее всех на низкой базе вырос Belgee (в 20 раз). А снижение продаж в топ-10 демонстрируют Omoda (минус 12,4%) и EXEED (минус 22,5%), такие цифры в «Автостат» объясняют высокой базой прошлого года.
«В октябре продажи новых легковых автомобилей оказались почти на 13% больше, чем в сентябре, причем только за первую неделю было продано почти 50 000 штук, — комментирует данные руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов. — С начала 2022 года так много за одну неделю никогда не продавалось. Основная причина столь значительного роста в том, что с 1 октября в России вступила в силу новая шкала утилизационного сбора, что повлечет дальнейший рост цен на автомобили».
Минпромторг 13 сентября утвердил документ, согласно которому с 1 октября был проиндексирован утилизационный сбор на автомобили. На первом этапе ставка была увеличена на 70–85%. Затем ежегодно вплоть до 2030 года этот показатель будет подниматься.
Как отмечают эксперты агентства «Автостат» со ссылкой на результаты мониторинга сайта «Цена Авто», в течение октября 2024 года 12 марок, официально представленных в России, повысили цены на свои модели. Например, автомобили семейства Lada Vesta прибавили в цене от 0,6% до 5,3% в зависимости от комплектации и типа кузова, а у Haval подорожали две модели: кроссовер H3 (плюс 1,6–1,9%) и внедорожник H9 (плюс 2,1–2,3% во всех версиях, кроме Premium 2,4D).
На фоне охлаждения спроса автопроизводители повышают цены резких шагов, чтобы выдержать конкуренцию. До конца года новые машины могут подорожать еще на 10%, прогнозируют участники рынка.