К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Места силы: растет спрос на российские санатории

Фото Руслана Шамукова / ТАСС
Фото Руслана Шамукова / ТАСС
Забота о здоровье давно вышла за пределы поликлиник: теперь россияне задумываются о долголетии и чекапах даже на отдыхе. Тренд, который начинался с шуток миллениалов о долгожданных поездках в санатории, оказался вполне серьезным и изменил рынок туризма: в 2024 году каждое пятое бронирование жилья через Ozon Travel приходится на велнес-курорты, а чек путевки может доходить до 200 000 рублей, рассказывает генеральный директор сервиса Михаил Осин

Забота о своем здоровье и стремление к долголетию стали массовым увлечением. Одно из проявлений этого тренда — развитие велнес-туризма, комбинации оздоровительных услуг и комфортного размещения. Подразумевается, что клиент, например, в пятизвездочном отеле может сделать рентген, попивая коктейль, или ходить на SPA-процедуры параллельно с обследованиями. Это настоящий all inclusive с медицинской точки зрения.

Еще один аргумент в пользу того, что путешественники все больше уделяют внимание своему здоровью — появление целой индустрии медицинского туризма. Люди готовы выезжать в другие города и страны, чтобы сделать операцию, сходить к зубному или пройти обследование. Их привлекают выгодные цены, разница в качестве услуг (в сравнении со стационарными больницами и клиниками) и возможность быстрее получить лечение. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Хорошо забытое старое

Российские туристы также обращают внимание на оздоровительный отдых. В наследство от СССР им досталась традиция проводить время в санаториях, и сегодня формат снова в тренде. По данным Ozon Travel, с января по сентябрь 2024 года гости провели на таких курортах более 50 млн ночей. Это каждое пятое бронирование отеля в сервисе. 

 

При этом пользователь стал требовательнее и к обычным отелям: фильтры по наличию спа-центра или бассейна вторые по популярности после фильтра по типу питания.

Современные санатории стараются приблизиться к стандартам велнес-туризма: помимо практик расслабления уровня спа-отелей они предлагают оздоровление, реабилитацию и профилактику заболеваний. Как правило, это процедуры, которые назначил врач: физиотерапия, грязевые и минеральные ванны, ингаляции, диетическое питание и лечебная физкультура.

 

Всего в России около 1800 санаториев. Они различаются по специализации, но чаще всего можно встретить общеоздоровительный формат, когда гостям предлагают микс разнообразных подходов. 

Как растет спрос

В 2023 году численность гостей в санаториях впервые за последние 10 лет превысила 7 млн человек. Загрузка санаториев, входящих в топ-100 в России, вышла на 80%, хотя в среднем по отрасли она составляет 47%. 

Чаще всего отдыхающие выбирают курорты Краснодарского края. За 2023 год они предоставили услуг на 52,6 млрд рублей — на 22,4% больше, чем годом ранее. Некоторые туроператоры связывают популярность санаториев в регионе с тем, что отдыхающие рассматривают их как альтернативу обычному отелю у моря и зачастую бронируют путевки без лечения.

 

Безусловно, росту популярности российских санаториев способствует не только тренд на здоровье: путешествовать в другие страны стало гораздо сложнее, и это подстегнуло внутренний туризм. В результате рынок откликнулся на спрос и расширил спектр предложений по здоровью.

Сколько стоит

Вместе со спросом растет и стоимость путевок. Например, в сезон 2024 года в Краснодарском крае цены увеличились на 10–15% по сравнению с 2023 годом, а отдельные санатории повысили тарифы на 30–50%. В итоге путевка на двоих на семь ночей с полным пансионом в бюджетном сегменте обошлась примерно в 33 000–50 000 рублей. В заведениях высокого уровня тариф на шесть ночей мог доходить до 200 000. 

В среднем, по оценкам Ozon Travel, стоимость размещения в санаториях выходит примерно на 50% выше, чем средняя цена размещения в отеле. Потому позволить себе такой отпуск может далеко не каждый. 

Несмотря на то что отдых в санатории периодически становится трендом в социальных сетях среди молодежи, такой формат все же пока остается прерогативой более взрослой аудитории. Средний возраст пользователей, забронировавших подобные размещения в 2023 году на Ozon Travel, составляет 43 года, в 2024 году — 45 лет. 

Какие перспективы

В 2024 году индустрия санаториев в России продолжит расти. Здесь можно выделить три ключевые тенденции.

 
  1. Запрос на мультипродукт. Гости хотят успеть как можно больше за время отдыха. Чтобы удовлетворить эту потребность, современный санаторный комплекс должен включать чекап, персонализированную оздоровительную программу, SPA-процедуры, комфортное размещение и качественное питание. 
  2. Семейные программы. Для многих поездка в здравницу — это возможность не только позаботиться о себе, но и провести время с близкими. Потому востребованы программы с развлечениями для всей семьи, а также возможностью совместно посещать процедуры  — например, мужу и жене или родителям и ребенку.  
  3. Поездки «выходного дня». Для тех, кто не может оторваться от дел на долгий срок, но нуждается в отдыхе и оздоровлении. Такие мини-программы включают интенсивные курсы релаксации и профилактики: расслабляющие массажи, бани и бассейны. В них также могут входить экспресс-консультации со специалистами.   

В будущем развития стоит ожидать не только в сфере туризма, но и в сфере оздоровительной недвижимости. Оба направления могут быть привлекательны и для предпринимателей. Важно только помнить, что санатории — для серьезного инвестора, они требуют много ресурсов и вложений. Но зато у этого бизнеса есть определенная стабильность: он меньше склонен к перепадам сезонов.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+