Забота о своем здоровье и стремление к долголетию стали массовым увлечением. Одно из проявлений этого тренда — развитие велнес-туризма, комбинации оздоровительных услуг и комфортного размещения. Подразумевается, что клиент, например, в пятизвездочном отеле может сделать рентген, попивая коктейль, или ходить на SPA-процедуры параллельно с обследованиями. Это настоящий all inclusive с медицинской точки зрения.
Еще один аргумент в пользу того, что путешественники все больше уделяют внимание своему здоровью — появление целой индустрии медицинского туризма. Люди готовы выезжать в другие города и страны, чтобы сделать операцию, сходить к зубному или пройти обследование. Их привлекают выгодные цены, разница в качестве услуг (в сравнении со стационарными больницами и клиниками) и возможность быстрее получить лечение.
Хорошо забытое старое
Российские туристы также обращают внимание на оздоровительный отдых. В наследство от СССР им досталась традиция проводить время в санаториях, и сегодня формат снова в тренде. По данным Ozon Travel, с января по сентябрь 2024 года гости провели на таких курортах более 50 млн ночей. Это каждое пятое бронирование отеля в сервисе.
При этом пользователь стал требовательнее и к обычным отелям: фильтры по наличию спа-центра или бассейна вторые по популярности после фильтра по типу питания.
Современные санатории стараются приблизиться к стандартам велнес-туризма: помимо практик расслабления уровня спа-отелей они предлагают оздоровление, реабилитацию и профилактику заболеваний. Как правило, это процедуры, которые назначил врач: физиотерапия, грязевые и минеральные ванны, ингаляции, диетическое питание и лечебная физкультура.
Всего в России около 1800 санаториев. Они различаются по специализации, но чаще всего можно встретить общеоздоровительный формат, когда гостям предлагают микс разнообразных подходов.
Как растет спрос
В 2023 году численность гостей в санаториях впервые за последние 10 лет превысила 7 млн человек. Загрузка санаториев, входящих в топ-100 в России, вышла на 80%, хотя в среднем по отрасли она составляет 47%.
Чаще всего отдыхающие выбирают курорты Краснодарского края. За 2023 год они предоставили услуг на 52,6 млрд рублей — на 22,4% больше, чем годом ранее. Некоторые туроператоры связывают популярность санаториев в регионе с тем, что отдыхающие рассматривают их как альтернативу обычному отелю у моря и зачастую бронируют путевки без лечения.
Безусловно, росту популярности российских санаториев способствует не только тренд на здоровье: путешествовать в другие страны стало гораздо сложнее, и это подстегнуло внутренний туризм. В результате рынок откликнулся на спрос и расширил спектр предложений по здоровью.
Сколько стоит
Вместе со спросом растет и стоимость путевок. Например, в сезон 2024 года в Краснодарском крае цены увеличились на 10–15% по сравнению с 2023 годом, а отдельные санатории повысили тарифы на 30–50%. В итоге путевка на двоих на семь ночей с полным пансионом в бюджетном сегменте обошлась примерно в 33 000–50 000 рублей. В заведениях высокого уровня тариф на шесть ночей мог доходить до 200 000.
В среднем, по оценкам Ozon Travel, стоимость размещения в санаториях выходит примерно на 50% выше, чем средняя цена размещения в отеле. Потому позволить себе такой отпуск может далеко не каждый.
Несмотря на то что отдых в санатории периодически становится трендом в социальных сетях среди молодежи, такой формат все же пока остается прерогативой более взрослой аудитории. Средний возраст пользователей, забронировавших подобные размещения в 2023 году на Ozon Travel, составляет 43 года, в 2024 году — 45 лет.
Какие перспективы
В 2024 году индустрия санаториев в России продолжит расти. Здесь можно выделить три ключевые тенденции.
- Запрос на мультипродукт. Гости хотят успеть как можно больше за время отдыха. Чтобы удовлетворить эту потребность, современный санаторный комплекс должен включать чекап, персонализированную оздоровительную программу, SPA-процедуры, комфортное размещение и качественное питание.
- Семейные программы. Для многих поездка в здравницу — это возможность не только позаботиться о себе, но и провести время с близкими. Потому востребованы программы с развлечениями для всей семьи, а также возможностью совместно посещать процедуры — например, мужу и жене или родителям и ребенку.
- Поездки «выходного дня». Для тех, кто не может оторваться от дел на долгий срок, но нуждается в отдыхе и оздоровлении. Такие мини-программы включают интенсивные курсы релаксации и профилактики: расслабляющие массажи, бани и бассейны. В них также могут входить экспресс-консультации со специалистами.
В будущем развития стоит ожидать не только в сфере туризма, но и в сфере оздоровительной недвижимости. Оба направления могут быть привлекательны и для предпринимателей. Важно только помнить, что санатории — для серьезного инвестора, они требуют много ресурсов и вложений. Но зато у этого бизнеса есть определенная стабильность: он меньше склонен к перепадам сезонов.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора