Аналитики заявили о столкновении компаний с «глубоким кризисом» импортозамещения
Аналитики заявили о столкновении крупных российских компаний с «глубоким кризисом» импортозамещения, пишут «Ведомости». По данным компании «Технологии доверия», об этом заявили 68% опрошенных директоров по закупкам в компаниях — лидерах рынка из 15 отраслей. В основном речь идет об усложнении и удорожании логистики, а также о проблемах с трансграничными платежами. При этом в «Трансмашхолдинге», «Ростехе», РЖД и других компаниях «Ведомостям» не подтвердили, что испытывают трудности с импортозамещением
Две трети российских компаний столкнулись с «глубоким кризисом» импортозамещения, свидетельствуют результаты исследования компании «Технологии доверия» («Тедо», бывшая PwC), которые приводят «Ведомости». В онлайн-опросе и глубинных интервью, которые проходили в третьем квартале, приняли участие директора по закупкам почти 60 компаний — лидеров рынка из 15 отраслей, среди которых наиболее широко представлены металлургическая, нефтегазовая и строительная отрасли, отмечает газета.
Согласно результатам исследования, примерно 68% респондентов заявили, что столкнулись с «глубоким кризисом» замещения поставщиков и поиска аналогов от отечественных производителей. Исполнительный директор практики по повышению эффективности закупок и цепи поставок «Тедо» Денис Бельский пояснил, что под «глубоким кризисом» импортозамещения понимают усложнение и удорожание логистики, проблемы с трансграничными платежами и отказы многолетних партнеров-поставщиков от работы с российскими компаниями.
По словам Бельского, кризис в закупках закончится в тот момент, когда большинство компаний «проделают эволюционные шаги» в направлении локализации и работы с аналогами. Сейчас же многие компании, утверждает Бельский, продолжают закупать недоступные в России детали и компоненты в странах, ведущих посредническую торговлю.
Согласно результатам исследования, больше половины компаний осуществляют 70% закупок на внешнем рынке: в основном они приходятся на Китай, Индию и Восточную Азию, иногда на Турцию, Сербию и ОАЭ. В исследовании также говорится, что из кризиса победителями вышли те компании, которые стали раньше других формировать глубокую аналитику потребности и прорабатывать аналоги, пишут «Ведомости».
В то же время в «Трансмашхолдинге», «Ростехе», РЖД, ВТБ и других отечественных предприятиях «Ведомостям» не подтвердили, что испытывают трудности с импортозамещением. Так, в «Трансмашхолдинге» рассказали, что за последние два-три года компания заместила более 5000 номенклатурных позиций, которые применяются в конструировании электропоездов и тепловозов. Представитель «Трансмашхолдинга» добавил, что после ухода иностранных компаний из России для всех сегментов удалось найти необходимых поставщиков. Представитель «Транснефти» заявил о практически полном решении проблемы замены импортного оборудования на отечественное: по его словам, доля применяемого российского оборудования находится на уровне 98%. В «Ростехе» указали, что прямо сейчас компания ведет «активную работу по обеспечению технологического суверенитета России», хотя и признали, что ситуация на рынке требует мобилизации ресурсов, новых разработок и времени на их испытание и внедрение.
Представители ВТБ и РЖД обратили внимание на работу по замене зарубежного ПО отечественными решениями. Так, в РЖД «Ведомостям» сообщили, что компания вместе с другими предприятиями начала разработку собственной системы управления ресурсами предприятия корпоративного управления (они же ERP-системы) на замену иностранным решениям, поскольку существующие российские разработки таких систем не превышают 30–50% по степени соответствия требованиям госкорпораций к функциональности, надежности и безопасности, отмечает газета.
Весной 2022 года Владимир Путин подписал указы, согласно которым госкомпании должны отказаться от использования разработанного в «недружественных» странах ПО на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) с 1 января 2025 года. С 2030 года владельцы объектов КИИ должны также полностью перейти на отечественные программно-аппаратные комплексы (ПАК).
В середине октября «Ведомости» со ссылкой на копию письма Ассоциации крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования (АКП ПОО) от 3 сентября писали, что «Росатом», «Газпром нефть», «Транснефть», РЖД, «Дом.РФ», «Роскосмос», «Ростех» и «Ростелеком» обратились в правительство с просьбой предусмотреть индивидуальные сроки перехода на отечественное ПО для объектов КИИ. В середине апреля Ассоциация банков России призвала продлить сроки импортозамещения зарубежного софта, в том числе обеспечивающего информационную безопасность, сообщил источник Forbes, знакомый с содержанием письма. Тогда банки указали на ряд проблем, с которыми они столкнулись в процессе перехода на отечественное ПО. В частности, они выделили отсутствие в России отечественных IT-решений для обеспечения защиты информации высоконагруженных банковских систем.
В мае 2024 года Путин подписал указ, которым поставил цель снизить долю импорта в ВВП с 19% до 17% к 2030 году. В февральском послании Федеральному собранию глава государства привел данные за 1999 год, когда доля импорта составляла 26% ВВП. «Мы должны сами в гораздо больших объемах производить потребительские и другие товары: лекарства, оборудование, станки, транспортные средства и так далее», — заявил Путин тогда.