К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рулетка с концертом: почему растут доходы казино в России

Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Хотя в России запрещена любая реклама казино, игорные зоны становятся все популярнее за счет внутреннего туризма. В III квартале посещаемость легальных казино Сочи, Алтая, Калининграда и Владивостока показала прирост 18% по сравнению с тем же периодом 2023 года. Руководители игорных зон уверяют, что индустрия избавилась от достоевщины и криминального прошлого 1990-х — казино завлекают клиентов дополнительными услугами, открывают отели и рестораны, оздоровительные центры, устраивают фестивали и даже запускают онлайн-заказ еды из ресторана казино

Турпоток в игорные зоны России по итогам 2024 года составит 1,75 млн человек, поделился с Forbes прогнозом исполнительный директор Ассоциации индустрии развлечений и событийного туризма (АИРИС) Дмитрий Анфиногенов. При оптимистическом сценарии, если снег в Сочи выпадет пораньше, запустят новые полетные программы во Владивосток и больше туристов приедет в Калининград в осенние каникулы, посещаемость может приблизиться к 2 млн человек, уточнил он. 

Доходы казино теперь приносят в основном россияне, доля иностранных гостей в игорной зоне «Красная Поляна», например, упала до 5-6%, тогда как в 2019 году составляла 24-27%. Сочинские казино в 2024-м ожидали притока иностранных туристов, особенно из Ирана, но за первые три квартала иностранцев приехало 39 774 человека — всего на 2% больше, чем за тот же период прошлого года, рассказала Forbes Наталия Волдаева, генеральный директор игорной зоны «Красная Поляна». Чаще всего в казино Сочи можно встретить иностранных гостей из Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Грузии, Армении, Ирана, ОАЭ и Китая. 

Здоровый гемблинг

За три квартала 2024 года игорные зоны уже посетили 1,4 млн человек, тогда как за тот же период прошлого года турпоток составил 1 165 000 человек (по оценкам АИРИС). 

 

Посещаемость казино прирастает не только за счет постоянных игроков, но и за счет обычных туристов, которые хотят разнообразить варианты отдыха, говорят эксперты. Например, люди приезжают компаниями на месяц на Алтай, путешествуют, сплавляются по Катуни и заодно посещают казино Altai Palace, расположенное всего в 20 минутах езды от аэропорта Горно-Алтайска, объяснил Forbes генеральный директор игорной зоны «Сибирская монета» Дмитрий Белянин. Здесь есть специальные детские программы, анимация, так что стали чаще приезжать семьи с детьми, уточняет он.

Еще 15 лет назад казино и залы игровых автоматов свободно работали по всей России, но в июле 2009 года их закрыли. Сейчас поиграть в рулетку или покер на деньги, посидеть за игровыми аппаратами можно только в четырех легальных зонах — «Янтарная» в Калининграде, «Красная Поляна» в Сочи, «Сибирская монета» на Алтае и «Приморье» во Владивостоке. На этих территориях вырастают целые туристические комплексы, появляются новые дополнительные услуги. 

 

«Мы как игорная зона находились поначалу в самых диких условиях — ни дорог, ни нормальной туристической инфраструктуры не было», — вспоминает Белянин. Сейчас на территории «Сибирской монеты» есть полноценный отель, построено 40 шале с панорамными окнами, появился открытый круглогодичный бассейн с подогревом, работают рестораны и спа-центр. В 2022 году в игорную зону вошло соседнее мараловодческое хозяйство «Каимское», и на его базе открылся медицинский центр, в котором можно подлечиться и принять пантовые ванны со свежим экстрактом из рогов марала. Подобные процедуры популярны не только у российских, но и у иностранных туристов, хотя их сейчас немного. Всего 1-2% клиентов «Сибирской монеты» — гости из-за рубежа, и большинство из них китайцы. 

«Мы стремимся, чтобы казино не ассоциировалось с достоевщиной и  криминальными заведениями 1990-х», — замечает Белянин. В «Сибирской монете» выступают за здоровый гемблинг — например, сотрудники казино следят за состоянием игроков, не позволяют вести игру в сильном алкогольном опьянении. Казино повышает культуру и вносит разнообразие в отдых сибиряков, убеждены в алтайском казино. Например, музыкальный фестиваль Altai Palace Fest проводится в игорной зоне с 2017 года и собирает около 3000 человек. В казино говорят, что раньше в «Сибирскую монету» могли заехать клиенты в валенках и ушанках, а сейчас большинство следует дресс-коду.  

У игорной зоны «Сибирской монеты» самый большой прирост посещаемости в III квартале — 55% по сравнению с тем же периодом прошлого года (26 199 человек в этом году, 16 900 человек в прошлом). Клиенты казино — в основном мужчины 30-55 лет, с достатком от среднего до высокого, жители самого Алтая, а также гости из Красноярска, Новосибирска, Омска. Запуск новых авиаперелетов в Горно-Алтайск — из Петербурга, Казани, Екатеринбурга — тоже способствует росту популярности места, по мнению генерального директора «Сибирской монеты». В развитие игорной зоны планируется инвестировать около 6 млрд рублей: здесь строят пятизвездочный апарт-отель, скоро должен заработать собственный горнолыжный курорт.

 

Ужин вне игры 

Ориентиром для российских игорных зон служат популярные казино Лас-Вегаса, их неигровые доходы составляют более 50% заработка, замечает Анфиногенов. Это выручка отелей, ресторанов, спа-центров при игорных заведениях, продажа билетов на шоу и концерты. Когда кластеры с казино только начинали развиваться, доля неигровых доходов была в среднем 5%, а в 2024 году она увеличилась до 25%, поясняет он. 

Казино экспериментируют с самыми разными услугами, а организация всевозможных событий — фестивалей, концертов, спортивных состязаний — помогает продвигать игровые кластеры, ведь любая реклама азартных игр в России запрещена, рассказывают руководители казино.

В Сочи на площадке Red Arena проводят поединки по смешанным единоборствам — там, например, проходил бой между Владимиром Минеевым и Магомедом Исмаиловым. «Казино Сочи» и Red Arena соединены коридором, и гостям даже не надо выходить на улицу. Площадка была открыта в 2019 году и за это время приняла 560 000 посетителей на неигровых событиях, рассказывают в АИРИС.

В игорной зоне «Янтарная» разработали мобильное приложение для заказа блюд из ресторана казино Magic Cristal. Сейчас запускается доставка еды (пока доступен онлайн-заказ и самовывоз), услуга может оказаться востребованной в населенных пунктах рядом с игорной зоной, рассказал Forbes Ильдар Магизов, менеджер по маркетингу казино Sobranie в игорной зоне «Янтарная». По его словам, посещаемость в этом году выросла не только за счет увеличения турпотока в Калининградскую область, но и благодаря интересным событиям. Например, 12 октября этого года 2400 зрителей пришли в казино Sobranie послушать экс-вокалиста немецкой группы Bad Boys Blue Кевина Маккоя — это был один из концертов фестиваля музыки и танцев, который проводится уже седьмой год подряд. На 21 ноября запланирован концерт группы «Мираж».  

«В нашем событийном календаре можно найти концерты с участием звезд, спектакли, гастрономические вечера с известными шеф-поварами, спортивные и музыкальные события, кинофестивали», — говорит Наталия Волдаева, генеральный директор игорной зоны «Красная Поляна». Только за последние два года, например, выступали Леонид Агутин, Лолита, Сосо Павлиашвили, Владимир Пресняков, «Дискотека Авария», Диана Арбенина, Баста и другие.

 

В сочинской игорной зоне по итогам года планируют принять 896 000 гостей, в прошлом году здесь побывали 864 161 человек. «События становятся магнитом для туристов, предлагая им нечто большее, чем просто азартные игры», — уточняет Волдаева. Такой подход к ведению бизнеса, по ее словам, помог привлечь более молодую аудиторию. Сейчас 47% посетителей — гости от 18 до 35 лет, и доля таких клиентов растет на 1-3% в год. Женщин тоже приезжает все больше: в этом году соотношение женской и мужской аудитории составило 45% к 55%. 

С 15 по 24 ноября игорные зоны решили провести «Неделю казино России», чтобы поддержать свои регионы в низкий туристический сезон. На это время запланированы специальные развлекательные программы и скидки в отелях и ресторанах. Например, неделя на двоих в делюкс-апартаментах с завтраком в отеле «Бонус» в «Красной Поляне» обойдется в 39 355 рублей.

80% россиян хотели бы посетить игорные зоны, а 21% интересны события, которые они организуют, показало исследование, проведенное агентством ORO по заказу АИРИС (выборка — 1001 респондент). На вопрос о том, что мешает им поехать в игровой кластер, самые распространенные ответы были такие: отсутствие компании или друга, долгая дорога и неосведомленность.

Турпоток в игорные зоны в 1,5-2 млн человек за год — это, конечно, капля в море внутреннего туризма, замечает Сергей Ромашкин, вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР). Он считает, что по итогам 2024 года общий турпоток в России может достигнуть 100 млн человек. Однако операторы казино, развивая дополнительные услуги и создавая интересные события, вносят полезный вклад, убежден Ромашкин. «Это верный стратегический ход, ведь многих пугает игромания, а событийный туризм сглаживает эти страхи, — рассуждает он. — И хорошо, что люди могут оторваться от рулетки, сходить на концерт или принять оздоровительные ванны». По его словам, посещаемость игорных зон должна расти только при условии, что казино будут поддерживать атмосферу здорового гемблинга. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+