Аналитики зафиксировали возвращение АЗС к прибыли от продаж бензина Аи-95
АЗС вернулись к прибыли от продаж бензина Аи-95, заявили аналитики. На прошлой неделе валовая маржинальность при реализации этой марки в России увеличилась до 0,26 рубля за литр. Показатель стал положительным впервые с начала августа. При этом фактическая чистая маржа по-прежнему остается отрицательной. По словам экспертов, долгосрочная устойчивость положительной маржи зависит от стабильности на оптовом рынке, сохранения контролируемых операционных затрат и логистики
Российские АЗС вернулись к прибыли от продаж бензина Аи-95, пишет РБК со ссылкой на данные аналитической компании «ОМТ Консалт». Так, валовая маржинальность при реализации этой марки в среднем по стране за период с 7 по 14 октября увеличилась на 0,54 рубля — до 0,26 рубля за литр. Под исключение попадает Дальневосточный федеральный округ, уточнили эксперты.
Этот показатель стал положительным впервые с начала августа, пишет РБК. В сентябре же он достиг минимального в 2024 году уровня в -1,6 рубля за литр. В то же время маржинальность бензина Аи-92 и дизеля оставалась в плюсе и за этот период снизилась только на 0,03 рубля — до 3,27 рубля и 6,31 рубля за литр соответственно. В Дальневосточном федеральном округе розничные цены на основные виды топлива выше, чем в остальных округах России, поэтому маржинальность Аи-95 здесь по-прежнему в отрицательной зоне, пояснили аналитики.
Эксперты допускают сохранение доходности от Аи-95 в рознице и ее «небольшое повышение» в ближайшее время, однако отмечают, что о полной стабилизации говорить пока рано. «Долгосрочная устойчивость положительной маржи зависит от стабильности на оптовом рынке, сохранения контролируемых операционных затрат и логистики», — считают в «ОМТ Консалт».
«Фактическая чистая маржа по-прежнему остается отрицательной, несмотря на положительную валовую маржу», — отмечают эксперты, говоря о продажах Аи-95. Этот показатель учитывает дополнительные расходы заправок, в числе которых — логистика, зарплата персонала, обслуживание инфраструктуры и затраты на электроэнергию. По оценке экспертов, эти расходы на литр топлива составляют 3 рубля. Учитывая это, чистая маржа Аи-95 сейчас находится примерно на уровне -2,7 рубля за литр. При этом аналитики напоминают о прибыли АЗС от продажи сопутствующих товаров. Доля прибыли от нее у некоторых сетей может достигать более 50% от общей прибыли, отметили в компании.
Ранее РБК со ссылкой на данные «ОМТ Консалт» писал, что независимые АЗС с конца августа начали продавать бензин марки Аи-95 дороже, чем предлагают сети крупных нефтяных компаний. По данным аналитиков на 1 сентября, независимые операторы продавали бензин этой марки в среднем по 58,64 рубля за литр, в то время как крупные компании — по 58,23 рубля за литр. Таким образом, разница составила 41 копейку, или 0,7%. Как писал РБК, крупные нефтяные компании (вертикально интегрированные нефтяные компании) владеют третью АЗС в России, однако по доле продаж они занимают около 73% рынка.
О том, что операторы АЗС начали терпеть убытки при продаже Аи-95, в конце июля писал «Коммерсантъ» со ссылкой на данные «Петромаркета». Собеседники издания связали резкий рост оптовых цен на Аи-95 с тем, что спрос на топливо растет быстрее, чем производство этой марки бензина. В июле биржевая стоимость бензина Аи-95 приблизилась к историческому максимуму, достигнутому в 2023 году. Если 25 июня тонна Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) стоила 60 749 рублей, то 24 июля ее цена достигла 75 296 рублей. 17 октября цена Аи-95 составляла 65 011.