РБК узнал о продажах Аи-95 независимыми АЗС дороже крупных нефтяных компаний
Независимые АЗС с конца августа начали продавать бензин Аи-95 дороже, чем сети крупных нефтяных компаний, узнал РБК. По данным аналитиков на 1 сентября, стоимость предложений различалась на 41 копейку, или на 0,7%, что является нетипичной для рынка ситуацией. Причиной стали высокие оптовые цены на бензин, из-за которых независимые операторы вынуждены повышать и цены в рознице, считают аналитики. По их мнению, в течение месяца ситуация может стабилизироваться
Независимые АЗС с конца августа начали продавать бензин марки Аи-95 дороже, чем предлагают сети крупных нефтяных компаний — вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), сообщил РБК со ссылкой на данные аналитиков «ОМТ Консалт». Статистика была собрана с 18 000 АЗС. По данным компании на 1 сентября, независимые операторы продавали Аи-95 в среднем по цене 58,64 рубля за литр, в то время как крупные компании — по 58,23 рубля за литр. В результате разница составила 41 копейку, или 0,7%, следует из данных «ОМТ Консалт». Это нетипичная для рынка ситуация, в последний раз она наблюдалась в конце 2023 года, отмечает РБК.
Как пишет издание, ВИНКи владеют третью АЗС в России, при этом по доле продаж они занимают около 73% рынка. Остальное же приходится на продажи у независимых операторов, которые стремятся с помощью сохранения низких цен и программ лояльности привлекать потребителей, объяснил управляющий партнер и член правления «Пролеум» (крупнейший частный трейдер в России) Максим Дьяченко. По данным «ОМТ Консалт», рост цен на независимых АЗС обусловлен высокими оптовыми ценами.
У сетей крупных нефтяных компаний есть возможности, с помощью которых они могут удерживать цены в пределах инфляции, пишет РБК. В частности, речь идет о демпфирующем механизме в рамках негласного соглашения с правительством, отметил Дьяченко. Помимо этого, у ВИНКов есть возможность получать прибыль на всех этапах добычи, производства и продаж, добавили в «ОМТ Консалт».
Тем не менее, сложившаяся ситуация рисков не несет, уверен Дьяченко. По его словам, в течение одного-двух месяцев ситуация может стабилизироваться на фоне завершения сезона пикового потребления и максимального числа ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. «Традиционно в зимний сезон оптовые цены снижаются, маржа увеличивается, и независимые АЗС снова начнут активно предлагать скидки для того, чтобы привлечь больше клиентов», — считает Дьяченко.
В конце июля «Коммерсантъ» со ссылкой на подсчеты «Петромаркета» писал, что на фоне высоких оптовых цен на бензин Аи-95 операторы АЗС начали терпеть убытки при его продаже. Собеседники издания объяснили резкий рост оптовых цен на Аи-95 тем, что спрос на топливо растет быстрее, чем производство этой марки бензина. «Интерфакс» и «Коммерсантъ» 5 августа сообщили со ссылкой на источники, знакомые с текстом протокола совещания у вице-премьера Александра Новака, что он поручил нефтяным компаниям обратить внимание на необходимость обеспечения достаточного объема поставок бензина марки Аи-95 на биржу, в том числе за счет увеличения производства топлива.
В июле биржевая стоимость бензина Аи-95 приблизилась к историческому максимуму, достигнутому в 2023 году. Если 25 июня тонна бензина Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) стоила 60 749 рублей, то 24 июля достигла 75 296 рублей. 13 сентября цена бензина Аи-95 держалась на уровне в 66 579 рублей, свидетельствуют данные торгов.
По данным Росстата, за неделю с 3 по 9 сентября цены на Аи-95 выросли на 0,3%, а к концу декабря 2023-го рост составил 6,8%. По состоянию на 9 сентября, средние цены на Аи-95 по России составляли 58,65 рубля. По Москве цены варьировались от 57,80 до 65,99 рубля, следует из данных Росстата.