Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила пересмотреть регулирование долгосрочных тарифов в аэропортах, сообщили «Ведомости» со ссылкой на два источника, знакомых с инициативой. По их словам, речь идет об исключении расходов и нормативной прибыли на инвестиционный капитал из долгосрочных тарифов (от трех лет и более) аэропорта.
Источники издания сообщают, что ФАС предложила рассчитывать нормативную прибыль и расходы инвестора для долгосрочных тарифов на основе стоимости аналогичного проекта, ранее одобренного комиссией. Это правило будет применяться в случае отклонений от согласованного проекта, например, если инвестор решит построить терминал с большей пропускной способностью или превысит изначально запланированную стоимость строительства.
По словам одного из источников «Ведомостей», изменения планируют внести в постановление правительства №293 «О госрегулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах <...>». Новые нормы могут вступить в силу в марте 2025 года, уточняют источники.
В текущей версии постановления №293 не регламентирован порядок действия регуляторов в случаях превышения трат на инвестпроект, отметили «Ведомости». Документ лишь обязывает ФАС учитывать необходимость их ограничения для конечных пользовательских услуг при установлении долгосрочных тарифов.
В стоимость авиабилетов закладываются все расходы перевозчиков, включая аэропортовое обслуживание, объяснил источник «Ведомостей» в авиакомпании. По его оценкам, доля аэропортовых сборов в расходах авиакомпаний составляет около 15–20%. Предложенная ФАС мера должна оказать позитивное влияние на долгосрочное планирование авиакомпаний, считает он.
Представитель S7 Airlines рассказал изданию, что авиакомпания поддерживает предложенную ФАС инициативу. Он отметил, что уже сейчас есть случаи, когда новые аэропорты рассчитаны на пассажиропоток, превышающий фактический в 3–5 раз. По его словам, это повышает цену авиабилетов и заставляет пассажиров оплачивать ненужную инфраструктуру. Он также отметил, что после открытия новых терминалов в некоторых аэропортах стоимость обслуживания рейса выросла в 2,5 раза. Повышение стоимости обслуживания также ожидается в аэропортах Улан-Удэ, Магадана, Петропавловска-Камчатского и Новокузнецка, где планируется завершить строительство терминалов к концу 2024 года, добавил представитель S7.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев рассказал «Ведомостям» о системном характере введения в эксплуатацию объектов в аэропортах, использование которых обходится авиакомпаниям значительно дороже заявленного. По мнению эксперта, предложенные ФАС изменения уместны, но лишь в случае стабильной экономической ситуации. Он отметил, что в нынешней ситуации это может создать серьезные трудности в обслуживании коммерческих займов.
«Либо операторам аэропортов предстоит строить меньше новых объектов, либо строить их не с запасом на рост пассажиропотока в 10–15 лет, а лишь с прогнозом на 5 лет вперед. Но это создает риски реализации планов по увеличению авиационной подвижности населения», — сообщил Пантелеев «Ведомостям». По его мнению, в таком случае оптимальным выходом может стать льготное кредитование строительства аэровокзалов.
«Ведомости» направили запросы в аэропорты Шереметьево, Внуково, Домодедово, Пулково, а также в холдинги «Аэропорты регионов», «Новапорт» и «Рампорт аэро». В пресс-службе ФАС на запрос не ответили.
В конце февраля российские авиакомпании обратились в ФАС с жалобой на необоснованный рост аэропортовых тарифов. Они заявили, что тарифы по одним и тем же видам услуг в разных аэропортах отличаются в разы. Тогда авиакомпании предложили службе провести проверку экономической обоснованности тарифов и выбрать меры финансовой господдержки аэропортов.