Авиакомпании пожаловались ФАС на рост тарифов в аэропортах
Российские авиакомпании пожаловались ФАС на необоснованный рост аэропортовых тарифов. Они сообщают, что тарифы по одним и тем же видам услуг в разных аэропортах отличаются в разы. Авиакомпании предложили службе провести проверку экономической обоснованности таких тарифов и выбрать меры финансовой господдержки для ряда аэропортов
Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила письмо замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Петру Иванову с жалобой на систематический необоснованный рост аэропортовых тарифов в России. С копией письма ознакомился РБК. В пресс-службе ФАС изданию сообщили, что письмо, которое было направлено 12 февраля, еще не поступило в ведомство. В Минтрансе не прокомментировали РБК ситуацию.
«Установление тарифов по услугам, цены на которые не регулируются государством, производится произвольно, как по их абсолютной величине, так и по частотности их изменений, преимущественно без какой-либо обоснованной связи с реальной себестоимостью каждой из услуг», — сообщает в письме президент АЭВТ Владимир Тасун. Он указывает, что в результате тарифы по одним и тем же видам услуг в аэропортах со сравнимым пассажиропотоком и в сравнимых регионах расположения отличаются в разы. Доля услуг, тарифы на которые не регулируются, в общей стоимости наземного обслуживания доходит до 75%.
Авиакомпании отметили, что повышение нерегулируемых сборов в аэропортах России с 2017 года превышает уровень накопленной за эти годы инфляции в три раза и более. При этом отдельно ассоциация обратила внимание на стоимость противообледенительной жидкости для обработки самолетов в осенне-зимний период. В письме говорится, что в некоторых случаях аэропорты получают сверхприбыль от ее продажи.
Ассоциация предлагает ФАС провести проверку экономической обоснованности не регулируемых государством тарифов аэропортов. Кроме того, аэропорты считают, что необходимо выработать меры финансовой господдержки для ряда аэропортов, «убыточность которых будет очевидна в условиях соблюдения порядка формирования величин тарифов». Помимо этого, предлагается ограничить пересмотр сборов не более чем одним разом в год и «не выше 1,5-кратного размера официального уровня инфляции». Говоря о регулируемых тарифах, которые утверждаются приказами ФАС, АЭВТ предложила не допускать их увеличения в аэропортах, имеющих высокие показатели рентабельности и стабильный рост пассажиропотока.
В то же время, по данным источников РБК в одном из аэропортовых холдингов, предложение ассоциации о едином механизме расчета нерегулируемых тарифов невозможно выполнить. «Тарифы разные как раз потому, что аэропорты находятся в разных регионах, везде разные зарплаты. Если ввести единый алгоритм, то сборы вырастут сильно, и сразу, и у всех», — сообщили они. В пресс-службе аэропорта Кемерово РБК заявили, что стоимостная основа по всем видам услуг, в том числе по доставке бортового питания, включает как расходы, так и нормативную прибыль, которая должна учитывать в том числе реализацию инвестпрограмм.
В середине декабря 2023-го ФАС решила впервые с 2019 года повысить тарифы петербургского аэропорта Пулково на региональные рейсы. Служба тогда отмечала, что устанавливает максимальные тарифы, а аэропорты могут предоставлять перевозчикам скидки. Тогда же сообщалось, что вырастут тарифы для аэропорта Спиченково в Новокузнецке и Гагарин в Саратове.
ФАС в 2016 году дерегулировала все тарифы (за взлет-посадку, авиабезопасность, пользование аэровокзалом и обслуживание пассажиров на международных и внутренних линиях) в московских Шереметьево, Домодедово и Внуково. В августе 2022 года «Коммерсантъ» писал, что Пулково попросило службу снять регулирование полностью, однако этого не было сделано.