Стремительно похорошели: почему продажи косметики растут двузначными темпами
За 12 месяцев, предшествующих сентябрю 2024 года, объемы продаж товаров по уходу за собой росли быстрее всего рынка непродовольственных товаров. Такие данные приводятся в исследовании NielsenIQ «Тренды косметики и ухода за собой 2024», с которым ознакомился Forbes.
Если общая динамика продаж непродовольственных товаров за указанный период на омниканальном (возможность сбыта продукции по нескольким каналам) рынке FMCG составила плюс 8,6% в денежном выражении и плюс 1,7% в упаковках, то самые крупные уходовые категории косметических средств в денежном выражении росли двузначными темпами. Например, категория «Уход за телом» выросла на 22,5%, «Очищение лица» — на 18,5%, «Уход за волосами» — на 13%, «Дезодоранты» — на 10,6%. Показатели в натуральном выражении чуть скромнее: категория «Дезодоранты» выросла на 11,2%, «Уход за телом» и «Очищение лица» на 6,6%, «Уход за волосами» на 5,9%.
Красота на маркетплейсе
Почему же продажи косметических средств растут быстрее прочих? Одним из главных трендов развития уходовых и косметических категорий на рынке FMCG стало активное перетекание продаж из офлайн-розницы в онлайн-магазины, отмечается в материалах NielsenIQ.
«Сейчас уже более трети таких товаров продается через интернет: за последние 12 месяцев доля онлайн-продаж в категориях ухода за собой достигла 34,2%. Для сравнения, годом ранее она находилась на уровне только 26,9%», — говорит руководитель группы аналитики NielsenIQ Анастасия Чуваева. По ее мнению, столь активное развитие напрямую связано с тем, что в 2024 году покупатели впервые стали воспринимать онлайн-канал как один из основных для совершения покупок наряду с супермаркетами и минимаркетами.
Покупатели стали ориентироваться не только на цены, но и на сервис, качество и уникальный ассортимент. «Товары для ухода за собой (косметика, кремы, средства для очищения лица, шампуни, дезодоранты и прочее) не стали исключением: онлайн-магазины и маркетплейсы зачастую предоставляют более широкие возможности для выбора товаров, в том числе косметики из премиум-сегмента, средств с витаминами и минералами, экологичной продукции», — комментирует Чуваева.
Сами маркетплейсы тоже заметили рост интереса покупателей к косметике. В первом полугодии 2024-го рост спроса на товары категории уходовых средств на Ozon в штучном выражении составил 36% по сравнению с прошлым годом, а в денежном выражении — 51%. Количество и частотность заказов выросли в равной степени на 43%. Средний чек на уходовую косметику в 2024-м увеличился на 5% по сравнению с предыдущим годом. Также растет количество продавцов в категории — в первом полугодии 2024-го их стало на 83% больше, чем за шесть месяцев 2023-го. «Среди наиболее быстрорастущих товаров категории — косметика для ухода за волосами для мужчин (наборы для ухода, окрашивания, стайлинг), наборы косметики для ухода за кожей и волосами для женщин, а также уход за лицом и телом для мужчин», — отметил представитель Ozon.
В пресс-службе объединенной компании Wildberries и Russ сообщили, что продажи косметики и средств для ухода на Wildberries за три квартала 2024 года выросли на 15% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Средний чек в этом году увеличился на 18%. «Среди самых популярных товаров в этой категории — маски и спреи для волос с кератином, патчи для глаз, гели для бровей, крем-воск для кожи», — перечисляет представитель маркетплейса.
Общий оборот товаров для красоты на «Яндекс Маркете» за первое полугодие 2024-го вырос на 60% относительно аналогичного периода в прошлом году. «В топе категорий продукция для ухода за ногтями (оборот увеличился в два раза год к году) и за лицом (в полтора раза год к году)», — добавляет представитель этого маркетплейса.
«Традиционные косметические ретейлеры стремятся ускорить свое развития в рамках омниканальной модели», — говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Он приводит в пример одного из крупнейших косметических ретейлеров «Золотое яблоко», который летом этого года объявил о создании сети собственных пунктов выдачи заказов.
Пошли по регионам
«Ускорение продаж в регионах — один из самых ярких трендов этого года, характерный для всего рынка товаров FMCG. Развитие региональных продаж происходит как за счет экспансии федеральных торговых сетей, открывающих новые офлайн-точки, так и развития маркетплейсов и ПВЗ, в том числе в малонаселенных пунктах», — отмечает Чуваева. При этом, по ее словам, продажи многих товаров повседневного спроса, включая уходовые и косметические средства, растут в регионах активнее, чем в центральной части страны. Например, в исследовании NielsenIQ отмечается, что продажи уходовых средств ускорились в Южном (22% в денежном и 11,7% в натуральном выражении) и Приволжском федеральных округах (18,7% и 9% соответственно), а также на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке (19,8% и 8,6%). «Эти показатели в натуральном выражении в два-три раза обгоняют динамику Москвы и Санкт-Петербурга», — говорит Чуваева.
«Одной из причин роста рынка косметики стало повсеместное проникновение электронной коммерции в регионы, — соглашается директор по маркетингу сети «Золотое яблоко» Ирина Быкова. — При этом онлайн-магазин не ограничен квадратными метрами, поэтому ассортимент в несколько раз больше (и категорийно, и по брендам), чем в любом, даже самом крупном офлайн-магазине. Это дает возможность потребителю не ограничивать себя в выборе, а доставка в любой город страны снимает географические ограничения».
Продажи в онлайн-канале идут активнее за счет роста региональной экспансии маркетплейсов и позитивного пользовательского опыта потребителя в отношении купленной в интернете косметики, отмечают эксперты аналитического центра «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД». По их данным, за девять месяцев 2024 года средняя цена товаров в категории «Косметика» (учитывались сетевые и несетевые магазины, онлайн и офлайн) составила 383 рубля, что на 12% выше уровня прошлого года, а число покупок выросло на 2% по сравнению с прошлогодними показателями.
За счет локальных игроков
Есть и другие факторы роста. «В 2022 году непродуктовый сектор FMCG с точки зрения ассортимента пострадал сильнее других групп: тогда полка (то есть ассортимент в наличии. — Forbes) непродовольственных товаров сузилась сразу на 16%», — говорит Чуваева. Однако этот же процесс, по ее мнению, открыл новые возможности для развития небольших игроков, в том числе локальных. Как следствие, к 2024 году ассортимент уходовых средств пополнился новинками (как российскими, так и зарубежными), а полка некоторых категорий перешла к восстановлению: например, дезодорантов (плюс 7%), средств для очищения лица (плюс 4,1%), бальзамов для волос (плюс 2,1%), приводит данные NielsenIQ. Самыми успешными новинками из запустившихся в 2024 году в группе косметики и уходовых средств NielsenIQ выделяет именно локальных производителей, например товары под брендом Love Generation (НТС «Градиент»), My Muse (Grass), Sanfito («Ступинский химический завод»), Q’Men (ГК «Арнест»).
«За первые шесть месяцев 2024 года отрасль совершила огромный рывок в плане наращивания производства и появления новых игроков на рынке, — рассказывает организатор крупнейшей в России выставки индустрии красоты InterCHARM Анна Дычева-Смирнова. — Если в прошлом году в сфере производства парфюмерно-косметической продукции в России было занято 600 компаний, то сейчас их число выросло до 800. В стране работают 230 производственных площадок, причем 95% — это малые и средний предприятия. В производственной отрасли занято 21 000 человек. Производство отечественной продукции за год выросло на 16% и составило почти 464 000 т. Согласно нашим исследованиям, более 70% потребителей положительно относятся к отечественным брендам, а для 50% «Сделано в России» является серьезной мотивацией к покупке».
По словам Быковой из «Золотого яблока», к увеличению спроса на косметику привело появление не только новых российских производителей, но и новых брендов из Южной Кореи, Японии, Китая, Индонезии. «Новые бренды и продукты всегда стимулируют интерес покупателей, а учитывая, что средний чек в сегменте beauty ниже, чем в том же fashion, экспериментировать и тестировать что-то новое клиентам легче» , — полагает эксперт.
И девочки, и бабушки
Изменился и так называемый жизненный цикл покупателя, т.е. процесс взаимодействия потребителя с брендом, от момента знакомства, заинтересованности до совершения покупки и прекращения пользования или совершения новых покупок. По данным «Ромир» (есть у Forbes), категория «Красота» сейчас обладает одним из самых широких жизненных циклов. «Ситуация серьезно поменялась за последние пять лет, — отметила руководитель отдела FMCG «Ромир» Екатерина Тимошевская. — Если в 2019 году свою первую покупку косметики клиент совершал в 17 лет, то в 2024 году средний возраст покупателя снизился до 14. Изменились и покупательские предпочтения: пять лет назад акцент делался на декоративную косметику, а сейчас — на уход».
«Раннее потребление косметики становится все более заметным трендом, особенно среди поколения альфа (родившиеся после 2010 года), — говорит Дычева-Смирнова. — Это происходит в основном за счет влияния соцсетей. Теперь дети начинают использовать косметику чуть ли не с 7-9 лет. Интеграции брендов в компьютерные игры и создание коллабораций — тоже движущий фактор в детской косметике».
Люди в возрасте тоже хотят ухаживать за собой. «Прогрессивный косметический рынок, с выбором, с возможностью следить за кожей и волосами, начал формироваться в России в 1994-1995 годах, — объясняет Дычева-Смирнова. — Тем людям, кому тогда было 20-35 лет, сейчас около 50-65 лет. Они привыкли к уходу».
По данным «Ромир», за последние пять лет траты россиян на косметику выросли на 55%, достигнув 10 246 рублей в год на человека.
По данным INFOLine, в 2023 году рынок косметики, парфюмерии и товаров для ухода за лицом и телом вырос на 17,3% и составил 950 млрд рублей. «По итогам 2024 года рост рынка вполне может составить не менее 16%, а его емкость превысит 1,1 трлн рублей, — прогнозирует Бурмистров. — Одним из драйверов станет активизация инфляционных процессов, что вызовет рост цен. С другой стороны, на позитивную динамику воздействует увеличение доходов населения».