К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Никто не хочет работать»: как из-за дефицита кадров закрываются магазины и ПВЗ

Фото Алексея Белкина / NEWS.ru / ТАСС
Фото Алексея Белкина / NEWS.ru / ТАСС
Рознице не хватает более 1 млн сотрудников. Дефицит кадров привел к тому, что некоторые торговые точки и пункты выдачи заказов (ПВЗ) вынуждены закрываться. Ретейл — наиболее пострадавшая от дефицита отрасль, люди уходят в логистику и промышленность. Торговые сети повышают зарплаты на 25% в год, но это не решает проблемы: в мае 2024 года соотношение активных резюме на одну вакансию в ретейле упало до исторического минимума — 1,1. При этом спрос на персонал в отрасли ежегодно увеличивается на треть. Что происходит с кадрами в рознице и чем это может закончиться, разобрался Forbes

«Несколько дней закрыт магазин «Красное&Белое» в Ребровке (микрорайон Костромы. — Forbes). При этом никаких объявлений и предупреждений нет — двери просто закрыты на замок», — сообщал в июне региональный портал Kostroma.Today. Аналогичные сообщения можно найти в социальной сети VK. Перед закрытыми дверями «Красное&Белое» негодовали жители Чапаевска и Дзержинска. Стояли закрытыми точки в Ростове, Санкт-Петербурге и Смоленске. Причина одна — нехватка сотрудников. Представитель «Красное&Белое» на запрос Forbes не ответил.

По аналогичным причинам были закрыты пункты выдачи заказов популярных маркетплейсов в Москве, в этом убедились корреспонденты Forbes. «Пункт работает, но по паре часов в день. Кому-то везло (посылку забрать), кому-то нет. Ребята, которые там работают, говорят, что их прислали на время разгрести. А что дальше будет — они не знают», — делились впечатлениями жители одного из районов Москвы в домашнем чате, в котором состоит корреспондент Forbes. 

Проблемы признают владельцы и менеджеры ПВЗ. «Никто не хочет работать, — сетует совладелец компании, которая владеет несколькими сотнями действующих ПВЗ разных российских маркетплейсов, Павел Чатулов. — Нам приходится временно закрывать пункты. Зарплаты повышаем, но людей все равно нет. Еще год назад платил 1800-2000 рублей за 12-часовую смену, сейчас больше 3000 рублей предлагаю, но желающих нет. А это не просто убытки из-за падения оборота пункта, это штрафы от маркетплейсов. ПВЗ закрыт — клиенты жалуются. За жалобу на закрытие Ozon штрафует его владельца на 5000 рублей в день. Wildberries берет 4000 рублей за закрытый на час ПВЗ».

 

«Мне нужно закрыть ПВЗ и уйти, проблемы со здоровьем, — жалуется менеджер в Telegram-канале «Мегабунт». — Нужна замена срочно, но ее не найти». Срочно ищут замены владельцы и менеджеры ПВЗ Wildberries, «Яндекс Маркета» и Ozon на десятки адресов в Московской области и по всей России.

Сколько всего за последние полгода зафиксировано таких случаев, посчитать сложно, но эксперты сходятся во мнении: сейчас ретейлу очень сложно привлекать необходимое количество работников.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Работать некому

Проблема дефицита кадров различной квалификации существует не первый год, но сейчас она резко обострилась. Обеспеченность российских компаний кадрами в II квартале 2024-го снизилась до исторического минимума (минус 30,8 пункта), говорится в опубликованном «Мониторинге предприятий» Банка России. Ожидания предприятий относительно увеличения численности работников по сравнению с II кварталом стали менее позитивными, отмечается в документе.

Уровень безработицы в России в июне 2024 года снова обновил исторический минимум, снизившись до 2,4% против 2,6% месяцем ранее, следует из данных Росстата.

В июле председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев заявил о сильнейшем за 20 лет дефиците кадров. По данным совместного исследования компании ПЭК и платформы hh.ru, компаниям не хватает порядка 1 млн специалистов по продажам.

 

Что происходит в розничной торговле? Ретейл — наиболее пострадавшая от нехватки кадров отрасль, говорят эксперты, промышленность и логистика именно отсюда переманивает кадры. Кризисные явления, связанные с усилением дефицита кадров в торговле, обозначились летом прошлого года. Начиная с июня 2023-го статистика hh.ru зафиксировала резкое снижение конкуренции за рабочие места в торговле: hh.индекс (показывает соотношение активных резюме на одну вакансию) в ретейле впервые опустился ниже 2, рассказали Forbes аналитики платформы. Далее он планомерно падал и в мае 2024 года достиг исторического минимума — 1,1. Ситуация не исправилась и по сей день: в августе соотношение резюме и вакансий не превышало отметки 1,3.

Падение числа резюме соискателей, ищущих работу в ретейле, наблюдается с весны прошлого года. Начиная с апреля и до конца 2023 года количество резюме было в среднем на 18% ниже, чем в 2022-м, а по состоянию на сейчас — уже на 20% ниже, чем было в 2023-м. При этом спрос на персонал в ретейле ежегодно растет на треть (на 39% больше вакансий в 2023 году по сравнению с 2022-м и на 31% больше в 2024-м, чем в 2023-м).

Сам сегмент ретейла быстро растет. По данным INFOLine (есть в распоряжении Forbes), розничный товарооборот (РТО) в России в 2023 году увеличился на 13,1%, до 48,16 трлн рублей, для сравнения: за 2022 год динамика составляла 7,9%, продажи — 42,6 трлн рублей. Динамика продаж топ-100 крупнейших ретейлеров (с учетом продаж по модели маркетплейса) в 2023 году даже существенно опередила рост РТО (22,9% и 13,1% соответственно). По сравнению с 2022 годом динамика роста топ-100 крупнейших ретейлеров ускорилась на 5,8 п.п.

Крупнейшими по количеству торговых объектов являются сети «Магнит» — 29 095 точек (10 млн кв. м), Х5 Group — 24 390 точек (10,1 млн кв. м) и «Красное&Белое», «Бристоль» — 23 415 точек (1,7 млн. кв. м).

Ковид и мигранты

Почему не хватает рабочих рук? На дефицит кадров в ретейле подействовали одновременно несколько факторов, поясняет главный эксперт по рынку труда и руководитель направления клиентской эффективности hh.ru Наталья Данина. Во-первых, речь идет о демографической яме 1990-х и последствиях COVID-19. «Количество работников до 30 лет к концу 2022 года сократилась на 802 000 человек, достигнув минимума в 14,9% от общего числа занятых, с 2023 года когорта до 35 лет сократилась на 524 000», — перечисляет она.

 

Вторым фактором, по мнению Даниной, является отток мигрантов из-за ослабления рубля и после теракта в концертном зале Crocus City Hall. «К примеру, с начала апреля 2024 года в Санкт-Петербурге число соискателей из Таджикистана сократилось на 60%, из Узбекистана — на 40%», — говорит Данина ссылаясь на данные «Мигрант Сервис». В настоящий момент уже в 22 российских регионах есть запрет на работу трудовых мигрантов в розничной торговле.

Еще одним фактором эксперт называет рост неполной занятости и самозанятости. По итогам 2021 года число зарегистрированных самозанятых превысило 3,86 млн, а по состоянию на 28 июня 2024 года составило уже 10,48 млн человек.

«Предпочтение самозанятости и частичной занятости указывает на изменение предпочтений работников, которые ищут гибкость и возможность подработки, что также ведет к дефициту кадров на традиционных линейных должностях, — говорит Данина. — Использование аутстаффинга становится необходимостью для компаний, чтобы справиться с нехваткой кадров и изменениями в предпочтениях работников. Розничный продуктовый ретейл пользуется услугами подрядчиков для найма линейного персонала (от 10% до 60% от штата магазина). Дефицит мужчин на линейных должностях усугубляется из-за их перехода на более высокооплачиваемые и гибкие позиции, такие как курьеры и самозанятые». 

К тому же на рынке ретейла фиксируется текучка (данные исследования hh.ru, есть у Forbes): общая текучесть персонала в розничной торговле за 2023 год составляет 58%. Уровень текучести считают следующим образом: количество рабочих и специалистов, покинувших фирму за определенный период, в данном случае за год, делят на численность работников (принято брать среднесписочную за тот же срок) и умножают на 100%. У небольших ретейлеров нормальный показатель текучести персонала 20-30%, у крупных торговых сетей — до 80%. «Если фактические показатели текучести кадров больше нормативных, это значит, что компания несет дополнительные издержки на подбор, адаптацию и обучение новичков, — отмечает Данина. — 85% и 22% — текучесть линейного и офисного персонала в ретейле за 2023 год. Основной причиной текучести является зарплата». 

 

Есть и другие факторы. «Дефицит кадров также спровоцировал отток россиян в зону «специальной военной операции»*, — рассуждает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. — Потом молодежь категорически не хочет идти в профессии, где нужно делать что-то руками. Исключение составляют лишь курьеры, потому что это высокооплачиваемая история».

«Во многом сейчас проблема с кадрами из-за того, что на рынок вышли зумеры, которые не готовы трудиться, — рассуждает представитель крупного ретейлера. — Они хотят мало работать, много получать и меняют работу гораздо чаще, чем старшее поколение в их возрасте. Как только какая-то сложность, зумер свешивает лапки и бежит. С магазинами примерно та же проблема: приходит молодой человек, выясняется, что там надо работать и работать полноценно, и он такой — ой, да ну на фиг, я пошел. Накричали, столкнулись с какой-то трудностью, криво посмотрели —  ой, я пошел, мне срочно нужно к психологу. Инфантилизм махровый».

«Продавцы и кассиры, сотрудники складов — это вакансии ответственные и хлопотные, — продолжает Бурмистров. — К  тому же ретейлеры не спешили индексировать такому персоналу заработную плату, а лишь излишне ужесточали штрафы и требования. В Telegram распространялись истории сотрудников салонов сотовой связи билайн и сети магазинов «Красное&Белое». Недокомплект сотрудников очевиден, как и то, что требования выходить в выходные или с больничного тоже не прибавляют ретейлерам желающих поработать. А закрытие магазина — это убытки, причем ежедневно с одного магазина компания может терять несколько сотен тысяч рублей недополученной прибыли». На просьбу прокомментировать условия работы представитель «Красное&Белое» тоже не ответил. 

Кого не хватает ретейлу

По данным hh.ru, усиление дефицита наблюдается по всем категориям персонала в ретейле, при этом выделяются позиции администраторов магазинов или торговых залов, кассиров, мерчендайзеров и товароведов как самых сложных в плане найма. Для них же характерен и высокий прирост по зарплатам: в среднем им сейчас предлагают на четверть (25%) больше, чем в прошлом году. Сейчас такие сотрудники могут рассчитывать на зарплату в среднем от 43 000 до 54 000 рублей.

 

Похожие данные приводятся в исследовании платформы «Авито Работа» (есть в Forbes). В 2024 году спрос на сотрудников в сфере ретейла увеличился на 39% по сравнению с предыдущим годом. Основную потребность работодатели испытывают в соискателях массовых профессий, таких как складские сотрудники и продавцы-консультанты, а также квалифицированные офисные специалисты. Наибольший рост вакансий отмечен в категории складских работников: число предложений для кладовщиков увеличилось на 63%, для ревизоров — на 35%, для товароведов — на 28%.

По данным «Авито Работа», менеджеры по продажам стали лидерами по приросту зарплатных предложений: их средние зарплаты выросли на 21% за год, составив 78 869 рублей в месяц. Повышение зарплат касается как начинающих специалистов с опытом работы от года до трех лет, так и более опытных сотрудников. Кроме того, средние зарплаты для мерчендайзеров увеличились на 20%, до 49 010 рублей, для торговых представителей и ревизоров — на 18%, до 77 223 и 44 036 рублей соответственно.

Для сравнения: профессия курьера лидирует в топ-10 самых высокооплачиваемых рабочих специальностей, по данным аналитики платформы «Мигрант Сервис». Максимальная зарплата, предлагаемая по таким вакансиям, по состоянию на конец первого полугодия достигла 155 000 против 148 000 рублей в начале года. При этом медиана предлагаемой зарплаты снизилась со 110 000 до 109 000 рублей.

Нехватку массового персонала в ретейле признали крупнейшие розничные сети. «Рост потребностей бизнеса в найме массового персонала наблюдается последние два года, особенно это актуально для ретейла — отрасли, где традиционно задействовано наибольшее число людей, — ответили на вопрос Forbes в пресс-службе Х5 Group. — Традиционно не хватает продавцов-кассиров, администраторов, курьеров, сборщиков заказов, водителей, операторов склада. Так как в составе Х5 Group есть и магазины, и собственный сервис доставки, и распределительные центры, то каждый бизнес использует свои методы привлечения персонала».

 

Чем заманить кандидата

Как ретейлеры борются за кадры? В Х5 Group работникам предлагают гибкие графики и короткие смены, когда человек самостоятельно может выстраивать свой рабочий день, а также возможность официальной подработки через автоматизированное решение — биржу смен, где сотрудники могут в свободное от основной работы время бронировать вакантные смены в магазинах и распределительных центрах.

Новые пути ищет и «Магнит». «Мы пересматриваем традиционные подходы, — рассказывает директор по персоналу розничной сети Ольга Федорова. — Сокращаем этапы процесса найма от первого контакта с кандидатом до его выхода на работу в магазин — теперь это в среднем занимает всего полтора дня. Также расширяем целевую аудиторию кандидатов, в том числе за счет людей старшего возраста и молодых людей от 16 лет, активно внедряем гибкие режимы работы и индивидуальные графики». По ее словам, компания стремится повысить эффективность работы в рознице запусками новых технологий: использует методы ИИ для контроля выкладки товаров на полке, тестирует электронные ценники, вводит роботов-уборщиков, устанавливает кассы самообслуживания и прочее.

По словам представителей ретейла, меры работают. «Все это позволило держать текучесть на низком для ретейла уровне — 35,7%, вовлеченность выше бенчмарков по ретейлу — 84% и лояльность выше 40 п.п. по всей группе», — уточнили в пресс-службе Х5 Group.

Не отстают и владельцы ПВЗ. «Пока у нас есть финансовая подушка, приходится предлагать неадекватные суммы за выход — от 5000 рублей за смену и выше с оплатой сразу после смены, — говорит Чатулов. — Управляющие постоянно мониторят людей по чатам для поиска сотрудников и ежечасно повышают ставки за выход. Так что ситуация динамичная. Те, у кого нет ни сотрудников, ни финансов, пункты закрывают, как иначе». По словам бизнесмена, ситуация на ПВЗ остается напряженной: из-за обилия временных сотрудников страдает сервис и участились случаи воровства. «Не знаю, что будет дальше, впереди высокий сезон, большинство пунктов будет заваливать товаром, разбирать его будет просто некому», — опасается собеседник Forbes.

 

Что будет с рынком

«Дефицит кадров привел к тому, что ретейлеры реализуют целый ряд мер по решению этой проблемы, например роботизацию и использование искусственного интеллекта на складах и в логистике, —  комментирует генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. — Постепенно будет наращиваться роботизация курьерских функций. Пока роботы доставки «Яндекса» уступают по экономической эффективности человеку. Но на определенных расстояниях и с учетом роста заработной платы у курьеров и их общего дефицита роботы-курьеры становятся все более конкурентноспособными, особенно в пиковые периоды высокого сезона».

Открытие новых торговых объектов, по словам Бурмистрова, будет сдерживаться рядом объективных факторов. Во-первых, ростом стоимости заемных средств из-за беспрецедентного повышения ключевой ставки. Во-вторых, дальнейшим развитием мультикатегорийных маркетплейсов и внедрением последними экспресс-доставки, что продолжит перетекание части аудитории от традиционной розницы в онлайн. В-третьих, усилением конкуренции игроков за привлекательные локации и персонал.

По данным INFOLine (есть у Forbes), совокупный прирост торговых площадей у топ-200 крупнейших российских FMCG-сетей (то есть магазинов, торгующих товарами повседневного спроса) в первом полугодии 2024-го сократился до 850 900 кв. м, снижение год к году составило 11,8%. Для сравнения: в первой половине 2023-го чистый прирост площадей топ-200 FMCG-сетей составил 964 400 кв. м, а в январе–июне 2022 года — более 1 млн кв. м.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+