Сетевые ретейлеры снизили темп прироста торговых площадей на 12%
Совокупный прирост торговых площадей у топ-200 крупнейших российских FMCG-сетей (то есть магазинов, торгующих товарами повседневного спроса), в первом полугодии 2024-го сократился до 850 900 кв. м, снижение год к году составило 11,8%, подсчитали аналитики агентства INFOLine, с результатами ознакомился Forbes. Для сравнения, в первой половине 2023-го чистый прирост площадей топ-200 FMCG-сетей составил 964 400 кв. м, а в январе–июне 2022 года — более 1 млн кв. м.
«Основными причинами снижения инвестиционной активности являются, во-первых, рост стоимости заемных средств из-за повышения ключевой ставки, во-вторых, усиление конкуренции игроков за локации и персонал и еще сложности у сетей жестких дискаунтеров, работающих в крупных форматах, которые ориентированы на ежемесячные покупки впрок», — комментирует результаты генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Cамые крупные розничные компании усиливают свое влияние на рынке: если год назад доля топ-10 сетей в общей прибавке метража торговых площадей составляла 65,2%, то в первом полугодии 2024-го этот показатель увеличился на 11,9 п.п., до 77,1%. «Чуть недотянули до рекорда первой половины 2017 года, когда этот показатель был 77,7%, — отмечает Бурмистров. — Сейчас инвестировать в развитие могут себе позволить только «федералы», у которых есть на это деньги».
Тем не менее лидер рынка — компания X5 Group — снизил темпы по физическому расширению своих сетей: прирост площадей в первом полугодии сократился на 23,2%, до 332 8000 кв. м. За год сеть Х5 Group стала больше на 994 магазина, но это на 26,9% уступает показателю в первом полугодии 2023-го. Аналитики INFOLine объясняют это двумя причинами: высокой базой, связанной с приобретением сети «Тамерлан», а также замедлением прироста площадей дискаунтера «Чижик». На 30 июня у Х5 Group всего 25 381 торговый объект без учета dark store и dark kitchens «Много лосося».
Ретейлер «Магнит» увеличил количество торговых объектов с учетом «Магнит Косметика» (в том числе в Узбекистане) на 944, до 30 109 (открыл 1059 объектов и закрыл — 115), при этом торговая площадь увеличилась на 323 000 кв. м (6,4%), до 10,376 млн кв. м. В первом полугодии 2024-го «Магнит» закрыл восемь крупноформатных объектов: два суперстора «Магнит Экстра» в Москве и Московской области суммарной торговой площадью около 7900 кв. м и шесть супермаркетов «Магнит Семейный» в Москве, Татарстане, Краснодарском и Алтайском краях, а также Нижегородской и Тюменской областях суммарной торговой площадью около 8600 кв. м.
Торговые площади еще одного крупного игрока ГК «Лента» за январь-июнь увеличились на 33,3%, до 2,35 млн кв. м. «Сработал эффект от приобретения в октябре 2023 года сети «Монетка», управлявшей 2120 дискаунтерами, и географической экспансии», — поясняет Бурмистров.
Продолжает интенсивный рост «ВкусВилл», который за полугодие увеличил прирост торговой площади на 56,4%, до 38 000 кв. м. Количество торговых объектов за этот период выросло на 253, до 2055 точек, в том числе количество торговых объектов «ВкусВилл Мини» выросло до 425.
Прирост торговых площадей «Бристоля» в первом полугодии 2024-го сократился на 3,5%, до 31 200 кв. м, а «Красного&Белого» увеличился на 10%, до 135 100 кв. м. Количество объектов «Бристоля» выросло на 350, «Красного&Белого» — на 1919 точек.
В группу лидеров по абсолютному приросту вошел «Винлаб», прибавив 14 000 кв. м.
Группа «Торгсервис» начала закрывать дискаунтеры под брендом «Светофор»: в январе–июне 2024 года компания сократила площади примерно на 163 000 кв. м (минус 7%), а количество объектов — на 243 точки.
«Мы наблюдаем процесс, когда крупноформатные жесткие дискаунтеры перестают быть актуальными, закрываются или пересматривают инвестиционные программы, — заключает Бурмистров. — Россияне, по мере роста доходов, переключаются с форматов жестких дискаунтеров на магазины более высокого уровня сервиса, такие как «Пятерочка» и «Магнит». К тому же активно развиваются малые форматы «у дома», например проекты «ВкусВилл» и «Красного&Белого». Все это ответ на сегодняшний запрос потребителей — комфортная покупка, близко к дому и по хорошим ценам».