К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Деньги за воздух: Wildberries в разы увеличил плату за прием товаров на свои склады

Фото Алексея Белкина / NEWS.ru / ТАСС
Фото Алексея Белкина / NEWS.ru / ТАСС
В начале лета прием товаров на склады маркетплейса Wildberries стал платным на постоянной основе и резко подорожал. Селлеры жалуются, что из-за нововведения подчистую теряют прибыль, и грозятся уйти к конкурентам маркетплейса, у которых услуга приемки по-прежнему бесплатна. В Wildberries называют эту меру вынужденной и объясняют загрузкой некоторых своих складов. Логистика Wildberries не успевает за бурным развитием компании, говорят эксперты: сказался и развод, и корпоративный конфликт между акционерами Татьяной и Владиславом Бакальчуками. Что случилось и какие есть варианты выхода из тупика — разбирался Forbes

«Платная приемка по всем складам России до конца месяца, что за беспредел», «Комиссии подняли до небес, теперь уже космические тарифы на приемку», «В какое время можно поймать бесплатную приемку, это невозможно», — такими эмоциональными высказываниями этим летом делились друг с другом продавцы маркетплейса Wildberries в Telegram-каналах «Мегабунт», «Боремся за отмену штрафов» и еще нескольких закрытых. Аналогичные жалобы можно увидеть и в комментариях селлеров в Telegram-канале мужа основательницы Wildberries и самой богатой женщины России (занимает 1-е место в рейтинге 20 богатейших женщин 2024 года по версии Forbes с оценкой капитала в $5,5 млрд) Владислава Бакальчука. 

С начала лета бесплатная прежде услуга приема товаров на склад стала платной — 3 рубля 50 копеек за литр (маркетплейсы так считают габариты товара). Более того, каждый склад применяет в зависимости от загруженности разный коэффициент, увеличивающий сумму оплаты. Это не новость: маркетплейс и раньше брал деньги за приемку, но только несколько раз в год, в пиковые даты. Летом 2024 года все сложилось иначе.  

Предельный коэффициент  

Схема выглядит так. Допустим, селлеру нужно поставить на склад 1000 курток, каждая объемом 2 литра. Раньше прием осуществлялся бесплатно. С начала лета были введены плата и коэффициенты. Умножая 3,5 рубля на коэффициент склада х20, продавец курток за прием товара должен заплатить Wildberries 140 000 рублей. Такой расчет приводит собеседник Forbes, имеющий отношение к Йошкар-Олинской текстильной фабрике «Салика» (компания торгует на Wildberries изделиями из синтипуха и текстилем для животных), и подтвердили все собеседники издания.

 

«У продавцов серьезные затруднения с поставками товаров, — рассказывает представитель «Салики». — Тариф х20 мы до сих пор видим на многих складах, например «Казань» и «Центр». Ситуация не исправилась по сей день».

«Раньше подобное случалось лишь в пиковые даты — это вторая половина августа (период подготовки к 1 сентября), декабрь (перед Новым годом) и время перед основными гендерными праздниками 8 Марта и 23 Февраля, потом ситуация стабилизировалась. В этом году с началом лета коэффициенты только повышаются, — делится крупный продавец оргтехники и товаров для дома. — Например, коэффициент склада «Каледино» (Подольск) х20 почти все лето».

 

«Коэффициент склада «Хабаровск» в июне доходил до х142 и х144 — запредельно», — добавляет продавец домашнего текстиля. «Самая жесть началась с середины июля. Максимальное значение, которое заметили мы, — х156 в середине июля на складе «Электросталь», а х20 — почти на всех складах в августе», — говорит производитель и продавец слайдеров для дизайна ногтей.

«Склады Краснодара и Тулы несколько месяцев работают на коэффициенте приема х20», — жалуется крупный продавец постельного белья. По его словам, найти выход изредка помогают Telegram-боты, которые за определенную сумму мониторят наличие лимитов на складах Wildberries. «У кого-то менеджеры круглосуточно сидят и выискивают слоты подешевле», — добавляет еще один продавец товаров для дома.

В понедельник, 9 сентября. пресс-служба маркетплейса опубликовал в Telegram-канале для журналистов развернутый комментарий. В нем говорится, что пик высоких коэффициентов приходился на апрель, а «летом компания полностью пересмотрела подход к управлению стоимостью услуг хранения и логистики на складах и продолжает внедрять стратегию оптимизации стоимости услуг маркетплейса для продавцов». По данным пресс-службы Wildberries, сейчас только 0,16% от всех поставок в день приходится на высокий коэффициент приемки, а более 55% мест на складах и сортировочных центрах предоставляется бесплатно. 

 

У малой доли приемок по высоким ценам может быть простое объяснение. «У нас товар очень компактный: слайдер для ногтей (тонкая прозрачная пленка с рисунком, которая находится на бумажной подложке, ее наклеивают на ногти), — рассказывает один из селлеров. — Если считать габариты в литрах, получится 0,045 литра, но градации меньше 1 литра у Wildberries не существует, так что платим как за целый литр. А теперь посчитаем: 0,045 или 1 литр умножаем на 3,5 рубля и на коэффициент, например х20. Получается, 70 рублей за одну единицу товара мы должны заплатить Wildberries только за то, чтобы наш товар просто приняли на склад. Стоимость нашего товара на Wildberries —174 рубля за штуку, получается, что оплата приемки на 10 рублей больше, чем чистая прибыль с товара в 60 рублей. Так что пока отгружать товар на склады Wildberries не можем, совсем невыгодно».

В чем проблема

На сообщения продавцов обратил внимание совладелец Wildberries Владислав Бакальчук в Telegram-канале. «Одна из наиболее частых жалоб — это сложности с системой приемки товаров и штрафами. Сейчас стоимость приемки с коэффициентами 90, это немыслимо», — написал бизнесмен. Ситуацию он объясняет несколькими причинами. Во-первых, нехватка персонала на складах маркетплейса, что сказывается на скорости и качестве приемки товаров. Во-вторых, тем, что Wildberries перестала вводить в эксплуатацию новые мезонины — многоярусные конструкции, которые увеличивают площадь хранения на тех же складах. Это сказалось на пропускной способности складов — она снизилась и привела к дефициту слотов и задержкам в работе.

В другом сообщении бизнесмен признает, что ранее компания использовала платную приемку как «инструмент для оптимизации потоков товаров, чтобы избежать перегрузки и гарантировать быструю обработку заказов». По информации Бакальчука, сейчас склады перегружены искусственно и коэффициент х20 стал нормой.

«Это или дефицит складов, или опять способ на нас заработать», — ерничает продавец оргтехники и товаров для дома. «Приемку сделали платной искусственно. Наверняка, чтобы улучшить свое финансовое положение. К тому же есть катастрофическая нехватка персонала. После проверок мигрантов со складов убрали, а россияне не идут туда работать за предлагаемые деньги и из-за высоких штрафов», — рассуждает другой селлер в беседе с Forbes.

Проблемы со складами у Wildberries начались в этом году. В январе компания потеряла при пожаре крупный склад в Шушарах, недалеко от Санкт-Петербурга, а в мае после гибели сотрудницы и в связи с последующими проверками маркетплейс закрыл склад в Екатеринбурге, что вызвало проблемы на другом складе в Нижнем Тагиле — он оказался переполнен. По словам собеседников Forbes, склад в Екатеринбурге закрыт до сих пор, представитель маркетплейса не ответил на вопрос Forbes, работает ли склад. Селлеры указывают, что компания без объяснения причин закрыла несколько сортировочных центров, например СЦ Чебоксары и СЦ Саратов.

 

«Как правило, повышение стоимости логистических услуг — вынужденная мера, которая вызвана как раз сокращением мест хранения на конкретном логистическом центре, — комментирует пресс-служба Wildberries. — Поэтому такое регулирование спроса носит динамический характер. При этом для продавцов регулярно появляется возможность бесплатной отгрузки товаров на склады и сортировочные центры Wildberries. Иногда мы, наоборот, снижением тарифов и бесплатными часами приемки стимулируем селлеров везти на незагруженные склады». По словам представителя маркетплейса, рост бизнеса цифровой платформы заставляет компанию ежегодно увеличивать складские площади: до конца года Wildberries введет в эксплуатацию около 1 млн кв. м складских площадей. 

Wildberries существенно снизит для российских производителей тарифы на услуги логистики, складирования и продвижения товаров — об этом 5 сентября на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке заявил исполнительный директор ООО РВБ (совместной компании Wildberries и ГК Russ) Роберт Мирзоян. 

Еще конфликт

Проблемы Wildberries со складами усугубляются конфликтом Владислава Бакальчука с новым руководством маркетплейса. На прошлой неделе Бакальчук сообщил, что строительство складских помещений для маркетплейса Wildberries остановлено на всех объектах в России и СНГ. 

«Заморожен реестр платежей на сумму 1 млрд рублей. Без каких-либо формальных причин и официальных объяснений,  почему это было сделано. Соответственно, субподрядчики, не получив денег, остановили работы», — заявил Бакальчук Forbes.

 

Дело в том, что принадлежащая бизнесмену компания «ВБ Девелопмент» по заказу маркетплейса строит более 4 млн кв. м складских помещений. По данным Бакальчука, общая стоимость этих складов — 120 млрд рублей. Компания выступает в роли основного поставщика строительных услуг для ООО «Вайлдберриз». Также «ВБ Девелопмент» строит три склада Wildberries в СНГ, включая логистический центр площадью 136 000 кв. м на площадке «Великий камень» в Белоруссии. Работы на этих площадках также приостановлены.

В Wildberries остановку работ отрицают и заявляют, что «ВБ Девелопмент» не выполняет свои обязательства по ранее заключенным контрактам, поэтому маркетплейс рассматривает возможность передачи всех контрактных обязательств другому подрядчику.

«Работу логистического блока Wildberries существенно подкосил пожар в Шушарах, а последовавший семейный и корпоративный конфликт супругов Бакальчук еще больше усугубил ситуацию, — рассказывает гендиректор InfoLine-Аналитика Михаил Бурмистров. — Владислав отвечал как раз за строительство логистических центров, и ухудшение отношений с основным подрядчиком «ВБ–девелопмент» не могло не сказаться на эффективности работы логистической системы Wildberries. Вместе с тем темпы роста Wildberries очень высоки. По этому показателю маркетплейс уже приблизился к главному конкуренту — Ozon, что также сказывается на перегрузке логистики маркетплейса. Добавим перемены в команде маркетплейса в связи со слиянием с Russ, общую нехватку складских помещений в России и дефицит «синих воротничков» — вся эта совокупность факторов и привела к сложившейся ситуации».

На российском рынке логистики уже не первый год сохраняется дефицит складов, а ставки аренды увеличиваются двузначными темпами. Например, в крупнейшем Московском регионе, на который приходится более 50% площадей, с начала года ставки аренды качественных складов выросли на 35%, до 11 500 рублей за кв. м в год. Это происходит на фоне жесткого дефицита свободных помещений (менее 1%).

 

Свой склад, свой сайт

Какой выход находят продавцы? Опрошенные Forbes селлеры говорят, что расширяют свое присутствие на других маркетплейсах, где за прием товаров денег не берут: Ozon, «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет». Многие селлеры уходят с маркетплейсов и активно развивают продажи через собственные ресурсы — свои склады и сайты.

«Мы видим тренд на повышение комиссий маркетплейсов на товарные категории — в среднем от 4 до 6 п. п. за последний год, — рассуждает директор T-Bank eCommerce Илья Кретов. —  Это, несомненно, сказывается на маржинальности продавцов, что подталкивает их искать альтернативные варианты в виде дополнительных площадок и каналов сбыта. Параллельно с этим растет ключевая ставка, оборотные деньги становятся дороже и приходится выжимать каждый процент в юнит-экономике, чтобы оставаться прибыльными. Кроме того, есть сложности в связи с платной приемкой товаров на склады маркетплейсов. В итоге селлерам остаются крохи, которые начинают исчезать за новыми комиссиями, поэтому неудивительно, что они ищут способы обхода текущих условий — свой интернет-магазин, возможный выход на нишевые площадки с комиссиями ниже, чем на универсальных маркетплейсах, торговлю со своих складов». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+