Производители призвали ограничить наценку торговых сетей на яйца
Российский птицеводческий союз предложил ФАС ограничить торговые наценки на товары первой необходимости (в их число входят и куриные яйца) в пределах 10%, узнал РБК. Росптицесоюз жалуется на высокую наценку на яйца (по данным организации, в июле в среднем составила 25,9%), причиной которой производители считают недостаточный объем долгосрочных контрактов с торговыми сетями
Российский птицеводческий союз (Росптицесоюз) предложил ФАС ограничить торговые наценки на товары первой необходимости (в их число входят и куриные яйца) в пределах 10%, говорится в письме союза его членам, с копией которого ознакомился РБК. Глава Росптицесоюза Галина Бобылева подтвердила изданию, что организация обратилась в ФАС. В антимонопольной службе заявили, что получили обращение.
Производство куриных яиц в июле 2024-го по сравнению с январем выросло на 4,5%, до 2,3 млрд штук, производство мяса птицы — на 3,4%, говорится в письме Росптицесоюза. Вместе с тем наценки на яйца остаются высокими — в среднем в июле они составили 25,9% (за семь месяцев 2024 года — более 20%), отмечается в обращении. «Это результат недостаточного объема заключаемых долгосрочных контрактов (с торговыми сетями)», — считают производители.
Росптицесоюз напоминает, что правительство поручило ФАС рассмотреть переход торговых сетей и поставщиков куриных яиц на долгосрочные контракты, в которых прописаны график поставок, сроки и цены. Кроме того, производители просят исключить возможность торговых сетей брать бонусы за продажу куриных яиц.
По словам Бобылевой, долгосрочные контракты на поставку с торговыми сетями заключены примерно у половины птицеводческих предприятий. Источник РБК из числа производителей яиц дает еще более низкую оценку — по его словам, только у 30% крупнейших птицефабрик есть долгосрочные контракты, и число таких договоров в июле уменьшилось. Остальные производители работают по краткосрочным тендерным контрактам со сроками поставки на одну-две недели, стоимость сделок по ним отличается примерно на 15%, отмечает источник.
В июле ФАС предложила запретить торговым сетям взимать вознаграждение с поставщиков куриных яиц первой и второй категорий. Согласно действующему закону о торговле, поставщик может выплачивать торговым сетям вознаграждение, размер которого не должен превышать 5% от стоимости товаров, за покупку определенного количества этих товаров. «Данная мера позволит производителям яйца куриного сократить затраты при поставках указанной продукции в торговые сети и направить высвобождаемые финансовые ресурсы на модернизацию и расширение производства», — говорится в пояснении к проекту постановления.
В начале июля Forbes со ссылкой на данные Росстата писал, что куриные яйца оказались на втором месте по росту цен, за 12 месяцев (с мая 2023 по май 2024-го) они подорожали на 48,5%. В то же время, по данным Росстата на 10 июля, цены на куриные яйца в России с начала года упали на 15,4%, а в период с 2 по 8 июля — на 0,5% к 1 июля. По итогам июня цены на яйца снизились на 5%.
В 2023 году яйца стали лидерами среди наиболее подорожавших товаров — цены на них за год выросли на 61,35%. Владимир Путин в ходе прямой линии и большой пресс-конференции 14 декабря принес извинения за это. «Сбой в работе правительства», — сказал он. И объяснил рост цен повышенным спросом на фоне растущих доходов и зарплат населения. «Спрос увеличился, а объемы производства — нет», — отметил он.
В середине мая ФАС сообщила, что в 2023 и 2024 годах возбудила 10 антимонопольных дел в отношении производителей яиц. В начале апреля служба начала проверку цен на куриные яйца в крупнейших торговых сетях.